Европейский и японский космический аппарат почти достиг Венеры и сможет подтвердить наличие фосфина в атмосфере

Ученые, изучающие космос, объявили об открытии на Венере фосфина - потенциального признака внеземной жизни. Теперь, по удивительному совпадению, европейский и японский космические корабли вот-вот пролетят мимо планеты, и тогда ученые смогут подтвердить свое открытие.

Заявление ученых

В понедельник, 14 сентября, группа ученых астрономов заявила, что они нашли доказательства наличия фосфина в атмосфере Венеры. Область, в которой он был обнаружен примерно в 50 километрах над поверхностью, находится за пределами суровых условий на поверхности Венеры и может быть средой обитания переносимых по воздуху микробов.

Чтобы узнать наверняка, нужно будет отправить миссию в атмосферу Венеры на поиски такой жизни. На рассмотрении находится несколько предложений, наиболее близким из которых является космический корабль американской компании Rocket Lab, который сможет отправить зонд в атмосферу уже в 2023 году.

Насколько известно, фосфин в атмосфере Венеры мог быть произведен живыми организмами, хотя возможно, что он также мог быть результатом неизвестного небиологического процесса. Однако прежде чем начинать миссии в атмосфере Венеры, ученые хотят точно знать, присутствует ли фосфин на самом деле.

Совместная миссия

И в данный момент совместная миссия двух космических кораблей - Европейского (ЕКА) и Японского (ДЖАКСА) космических агентств, которые пролетят мимо Венеры, сможет определить наверняка присутствие или отсутствие фосфина.

BepiColombo, запущенный в 2018 году, выходит на орбиту Меркурия - самой малой планеты Солнечной системы. Для этого будет сделано два замедления во время пролета мимо Венеры, - один 15 октября 2020 года, а другой 10 августа 2021 года.

У команд, управляющих космическими кораблями, уже были планы включающие наблюдение за Венерой во время пролета. Но теперь, основываясь на обнаружении фосфина с помощью телескопов на Земле, они планируют использовать оба этих пролета для его поиска с помощью специального оборудования, которое есть на космическом корабле.

«Возможно, мы сможем обнаружить фосфин, - говорит Йоханнес Бенхофф из ЕКА, научный сотрудник проекта BepiColombo. - Но мы не знаем, достаточно ли чувствителен наш инструмент для этого»

Изучение атмосферы Венеры

Дело в том, что прибор под названием MERTIS предназначен для изучения состава поверхности Меркурия. Тем не менее, команда считает, что они также могут использовать его для изучения состава атмосферы Венеры во время обоих облетов.

Во время первого полета космический корабль приблизится к Венере не ближе, чем на 10 тысяч километров. Это очень далеко, но потенциально все еще достаточно близко для обнаружения желаемого элемента.

Однако, поскольку до этого первого облета осталось всего несколько недель, кампания по наблюдению за космическим кораблем уже собрана в полном составе. Но более многообещающим является второй облет в следующем году, который не только даст команде больше времени для подготовки, но и позволит больше приблизиться к планете, на расстояние 550 километров.

Будущие миссии

Если фосфин все же будет обнаружен, это обеспечит возможность независимой проверки его наличия в атмосфере Венеры. И будущие миссии, которые будут отправлены для изучения планеты, включат в себя космические аппараты из НАСА, Индии, России и Европы. Эти исследования могут выявить жизненно важную информацию, необходимую для развития такой науки, как астрономия.

Даже если при первом пролете не удастся обнаружить фосфин, команда планирует использовать извлеченные уроки, чтобы пересмотреть свои наблюдения для второго пролета. И вполне возможно, что эта миссия сможет внести вклад в крупное научное открытие, прежде чем она достигнет намеченной цели.

«Это идеальное время для подобных исследований. Теперь этот полет станет еще более захватывающим», - говорит Хелберт.

А как вы думаете, была ли жизнь на Венере?