Обнаружены крупнейшие в мире бактерии: некоторые из них размером до нескольких сантиметров

Одна из главных внешних особенностей бактерий - малые размеры. Они настолько малы, что мы не можем их заметить невооруженным глазом. Но так считалось до сегодняшнего дня. Ученые обнаружили бактерию, длина которой может достигать 2 сантиметра. Это в 5000 раз превышает размеры обычных микробов и в 10 раз больше рекордсменов по данному параметру.

Новые представления об эволюции

Удивительный организм был обнаружен еще 10 лет назад морским биологом Оливье Гро, представляющим Университет Французских Антильских островов. Открытие было делано в Пуэнт-а-Питр (Гваделупа). Бактерия находилась в болоте на поверхности разлагающихся мангровых листьев. И лишь через 5 лет ученые стали подозревать, что это действительно бактерия.

Сегодня исследованием гигантской бактерии занимаются микробиологи из Массачусетского университета в Амхерсте. Как они выяснили, у микроба имеется огромный геном, заключенный в мембрану. Такое устройство организма с одной клеткой характерно для более сложных форм жизни.

Ученый Калифорнийского университета в Сан-Диего Виктор Низе обратил внимание на то, что гигантская бактерия даже превосходит в размерах нематод и мушек.

В общем контексте представления о простых и сложных организмах эта бактерия может открыть новый взгляд на недостающие звенья эволюции клеток.

Одноклеточный гигант

Данный микроб стирает грань между эукариотами и прокариотами. Есть микробы, представляющие собой сине-зеленые водоросли, которые образуют видимые нити или нити с множеством клеток. Но в данном случае микроскопия с окрашиванием показала, что бактерия имеет всего одну клетку. Она включает в себя два мембранных мешка, которые и содержат всю ДНК. Благодаря этому открытию в дальнейшем может быть вовсе переосмыслено понимание эволюции, а также связи эукариот и прокариот.

Геномная структура

Ученые пометили ДНК флуоресцентными метками, определив размеры генома. В нем существует свыше 500 000 копий одинаковых сегментов ДНК, в том числе отвечающих за выработку белка рибосомы. Последние также находились внутри мешочка с ДНК, что повышало эффективность производства белка. Отделение генетического материала от остальной структуры и обеспечивало более высокую сложность организма.

Принципиальным новшеством исследований является то, что они могут изменить наше представление о бактериях как о маленьких и неразвитых организмах. Гигантская бактерия дает основания считать, что могут быть и более сложные формы микробов.

А вас удивило, что бывают такие бактерии?