Обнаружены «секретные» туннели, соединяющие череп с мозгом

Наш череп выполняет гораздо больше важных и ответственных функций, чем может показаться. Как выяснили американские ученые, он не только обеспечивает физическую защиту мозга, но и способствует его снабжению иммунными телами.

"Секретные" туннели

В результате научных исследований были обнаружены каналы, которые соединяют костный мозг черепа и оболочку головного мозга. В случае повреждения по ним доставляются иммунные клетки (нейтрофилы), хотя прежде считалось, что эта транспортировка выполняется через кровоток от других органов.

Ученые отследили путь и происхождение нейтрофилов, которые попадали в головной мозг после менингита, инсульта и других заболеваний. Выяснилось, что они происходили из черепа, а также из большеберцовой кости.

Для отслеживания движения иммунных тел специалисты использовали маркировку флуоресцентными мембранными красителями. На мышах были проверены направления транспортировки двух групп нейтрофилов, снимающих воспалительные процессы мозга.

Клетки костного мозга помечались красным цветом, а большеберцовой кости - зеленым. Затем ученые провоцировали воспалительные процессы, в результате чего происходило снабжение мозга нейтрофилами. Причем череп выступал более активным донором.

Способ доставки

Ученые доказали, что череп связан с мозгом каналами доставки иммунных тел, но как именно осуществляется эта связь? В результате исследования черепа мыши были выявлены микроскопические сосудистые каналы. Они соединяли костный мозг самого черепа с твердой защитной оболочкой головного мозга.

Исследуя человеческий череп, ученые обнаружили аналогичные каналы - как у мышей, но большего размера.

Свежие исследования подтверждают, что снабжение мозга иммунными телами происходит не через основной кровоток, а локально - из ближайшего источника, которым выступает костный мозг черепа.

А что вы думаете о данном способе иммунной защиты мозга?