Технологии сегодня шагнули далеко вперед, но ни одни самые новейшие разработки никогда не будут в силах совладать с природой. Не природа подвластна человеку, а человек живет на планете по ее милостивому согласию. Даже сегодня то и дело нас потрясают сообщения об ураганах, торнадо и прочих природных катастрофах – но мы хотя бы знаем, что это и как нужно реагировать. Сложно представить, насколько же были ошарашены наши древние предки, не понимая, как истолковывать то, что происходит на их глазах. А потому они связывали явления погоды со всем, чем только возможно и невозможно…
Гарпии
Древние страшно не любили ветер и даже боялись его – ведь ничего нельзя было сделать против него, сильного и могучего невидимого хулигана, который нападал словно бы исподтишка и способен был на разного рода злодеяния. Для древних греков самым страшным проявлением ветра был ветер гарпий – полуптиц, полуженщин, посланниц Зевса – они доставляли от громовержца сообщения.
Считалось, что гарпии мстили конкретным людям, которые чем-то их обидели. Не все, что они творили, было плохим, но по большей части добрыми их назвать затруднительно. Древние верили, что это гарпии насылают шторм – и если вдруг случалось, что кто-то внезапно и необъяснимо исчезал, это означало одно: его похитили штормовые ветра гарпий.
Пиявки-метеорологи
Викторианцы практически поклонялись пиявкам. Они натурально были одержимы ими – не только утверждали, что абсолютно любой недуг можно вылечить с помощью пиявок (да в большом количестве, чем больше – тем лучше), но и верили, будто те способны предсказать прогноз погоды. Некий Мерриуэзер обнаружил старое стихотворение, в котором говорилось, что пиявки поднимаются на поверхность при «потревоживании».
Данная находка и привела к созданию своеобразной теории, согласно которой пиявки предсказывали изменение в погоде. Для этого было создано прогнозирующее устройство под названием Tempest – по сути, оно представляло собой причудливо расфасованные по двенадцати бутылкам воду и пиявок. Теория работала следующим образом: когда падало давление воздуха, пиявки поднимались в своих бутылках и ударяли в имевшиеся в них булавки.
Надо сказать, иногда пиявки действительно предсказывали бурю – но с той же периодичностью и ошибались. Мерриуэзер планировал установить свои пиявочные предсказатели погоды по всему Лондону, но Британское метеорологическое бюро предложило несколько альтернативных вариантов, и пиявки были отвергнуты.
Карга Беара
В Шотландии и Ирландии есть богиня-мать, которая хозяйничает в долгие зимние месяцы. Она известна под разными именами: Бейра, Королева зимы – или просто, куда менее почтительно, Карга Беара. Согласно ирландским традициям и верованиям, каждый год на Самайн (кельтский праздник окончания уборки урожая, с 31 октября по 1 ноября) она перерождалась. Все зимние месяцы она росла, крепла, становилась все более сильной – а с началом мая (на Белтейн, кельтский же праздник начала лета) вновь принималась дряхлеть, пока не превращалась в Каргу Беару.
Традиции кельтов гласили, что по погоде первого февраля можно узнать, насколько долгой будет зима. Если в этот день было пасмурно, Карга спала – тогда зима скоро кончится. Если же солнечно – значит, Карга проснулась и зажгла огонь, а тогда на скорое окончание зимы можно не надеяться.
У шотландцев сказки и легенды о Карге Беаре несколько отличаются от ирландских, но они тоже невероятно интересны – такие увлекательно читать как самому, так и детям.
Божественная радуга для женщин
В зулусском фольклоре есть рассказы о невероятной силе радуги. Согласно представлениям зулусов, как минимум один конец радуги всегда касался воды и земли потому, что там обитают божественные змеи – дети радуги. Домом для этих змей будет любой водоем, которого коснется радуга – и он сможет поглотить любого человека. Впрочем, к женщинам божественные змеи были милостивы.
Через радугу женщины могли обращаться к ним и просить того, чего им хотелось больше всего на свете – красоты ли, ума ли, помощи в зачатии и так далее. Что же касается мужчин и даже маленьких мальчиков, то они обязаны были знать о радуге, следить за ее появлением и не ходить под нею. Они были недостойны того, чтобы проходить рядом с радугой – а она, по убеждениям зулусов, могла принести неизлечимую болезнь любому человеку, кто недостаточно удачлив для того, чтобы находиться с ней рядом.
Британский святой Свитун
Святой Свитун – покровитель Винчестерского собора. Он был реальным человеком, но, разумеется, его история за много лет обросла легендами. Родился он около 800 года, умер в 863 году, и вплоть до своей кончины являлся советником короля. Его последним желанием было остаться похороненным наверху, под дождями. Так и было какое-то время, но в 971 году Винчестерский епископ заявил, что Свитун должен иметь погребение – и останки его перенесли в собор. Все вышеприведенное – реальный факт, далее же начинается легенда.
Считается, что после того, как Свитуна похоронили, в течение сорока дней Лондон осаждал штормовой ветер с дождем. Таким образом, якобы, Свитун выразил неудовольствие к пренебрежению его последним желанием. С тех самых пор, если в день святого Свитуна – пятнадцатого июля – идет дождь, люди говорят, что такая погода продлится еще сорок дней.
Ледяные святые
В Нидерландах, Австрии, Германии, Венгрии, Швейцарии и Польше верили в силу ледяных церковных святых (в то, что церковные святые имеют власть над погодой, преимущественно в свой день, верили вообще многие во всех странах мира; сейчас речь именно о ледяных святых). Ледяными святыми назывались группы епископов и мучеников, имевших праздники в мае. Они якобы ответственны за похолодание – и только после того, как проходят дни, в которые нужно чтить их память, устанавливается достаточно теплая и стабильная погода для посадки различных культур.
Люди, способные вызывать ветер и бурю
История утверждает, что такие люди – способные повелевать погодой – были всегда и во все времена. Например, в Гренландии верили, что бурю могла вызвать беременная или только что родившая женщина – когда она выходила на улицу и дышала воздухом. Финские волшебники торговали ветром: они продавали веревку с тремя узлами.
Если развязать первый узел – подует умеренный ветер, если второй – начнется сильный ветер, если же развязать третий узел – это вызовет ураган. В подобную силу финских волшебников верили не только финны, кстати сказать, но и соседи-эстонцы. А шотландские ведьмы управляли ветром, трижды ударив по скале мокрой тряпкой и произнеся необходимое песнопение.
Можно было и остановить ветер. Например, на Суматре жители рубили ветер мечами – так они отгоняли его прочь.
Темпестарии
Темпестариями называли волшебников, способными вызывать грозы и град. В Лионе в 800-х годах верили, будто темпестарии работают в содружестве с «небесными людьми» из места под названием Магония. Якобы эти «небесные люди» платили темпестариям за то, чтобы те вызывали град.
Град уничтожал посевы земных людей, а «небесные люди» - или «небесные воры», как их еще называли – уносили эти посевы к себе домой.
Свист на море
С древности существовали интересные поверья относительно свиста на воде. Считалось, что свист призывает ветер; если моряк свистит при спокойной безветренной погоде – он надеется призвать ветер на помощь. Если же в ответ на свист задувал сильный порыв, это означало, что ветер несет с собой дьявола.
Моряки твердо верили: дьявол был в бешенстве, поскольку свист разозлил его – а иметь дело с разозленным дьяволом в окружении морской стихии мало кому хотелось.
Радуга как символ трагедии
В Бирме верили, что радуга – это дух Аида, бога подземного царства, а появляется она на похоронах.
Радуга была предвестником трагедии, но также указывала и на необходимость правильного захоронения. А еще являлась требованием не пренебрегать мертвыми и подобными обычаями.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание