Шасси самолета: от «Флайера» братьев Райт до «Руслана»

шасси самолета
С тех пор как в воздух поднялись первые аэропланы, продолжается непрерывное совершенствование авиационной техники. Неотъемлемой частью каждого летательного аппарата являются устройства, служащие для его передвижения по земле (или воде) с целью разгона перед взлетом или торможения после посадки.

Это чарующее зрелище - наблюдать за тем, как на вид громоздкая механическая система самолета (шасси), состоящая из множества элементов, после отрыва от взлетной полосы легко складывается, приобретая компактные очертания, и прячется под щитки в его фюзеляже или крыльях.

Классические «сухопутные» шасси самолета состоят из двух основных элементов - стоек и колес, называемых также пневматиками. В тех случаях, когда требуется создать возможность для эксплуатации на снежном покрове или воде, некоторые образцы авиатехники предусматривают установку сменных элементов, контактирующих с посадочной поверхностью, это могут быть лыжи или поплавки.

шасси самолета схема

До середины тридцатых годов XX века в мировом авиастроении доминировала неубираемая конструкция шасси самолета. Она, несомненно, была надежнее, но создавала большое аэродинамическое сопротивление, что требовало различных инженерных ухищрений, таких как дополнительные обтекатели и утончение профиля основных стоек. Со временем от такой схемы в основном отказались, хотя некоторые типы самолетов так называемой «малой» авиации используют ее и поныне. Примером может служить «небесный долгожитель» Ан-2, в конструкцию которого не вносились изменения с 1949 года.

Развитие истребительной авиации требовало увеличения скорости. Стойки, ранее снабженные только амортизаторами, стали сложнее, а механизм забора колес в плоскости или фюзеляж поставил перед инженерами непростые технические задачи, однако результат того стоил. Шасси самолета Ил-16 стали революционным решением, они впервые убирались на серийно выпускаемом истребителе, что дало нашим летчикам-добровольцам возможность одерживать победы в небе воюющей Испании.

По своему разнообразию мало какой элемент конструкции может сравниться с шасси самолета. Схема, получившая наибольшее распространение в современном авиастроении, - трехопорная. Она предполагает две основные стойки и одну вспомогательную (чаще всего - носовую, принимающую на себя до 9% веса летательного аппарата). Однако еще полвека назад дополнительная опора чаще всего устанавливалась на хвосте.

конструкция шасси самолета
Некоторые конструкции самолетов имели кроме основных трех опор еще и страхующую. Она принимала на себя нагрузку в случае неудачной посадки (например Ил-62). С увеличением взлетного веса двух основных опор оказалось мало. Количество пневматиков у Ан-124 «Руслан» достигло 24. По многостоечной схеме спроектированы и шасси самолета «Боинг-747».

Посадка – самый ответственный момент во всем полете, это знает каждый летчик. Поэтому как к надежности конструкции, так и к материалам изготовления стоек шасси требования предъявляются очень высокие. Прочные прецизионные сплавы, из которых они выполняются, обеспечивают способность выдерживать нагрузки с многократным запасом. А для того чтобы количество взлетов всегда совпадало с числом посадок, создаются и резервные, аварийные системы выпуска стоек. На всякий случай.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.