Примус - это надежный помощник в походах и на даче

Примус - незаменимый помощник туриста и дачника. Этот компактный и надежный бытовой прибор для приготовления пищи на жидком топливе позволяет готовить в полевых условиях. Примус был изобретен в Швеции в конце XIX века и стал популярен в России в 1920-х годах. Хотя позже его вытеснили более современные плиты, для туристов и дачников примус не потерял актуальности. В этой статье речь пойдет об устройстве и принципе действия примуса, его истории, особенностях эксплуатации, а также образе примуса в советской культуре.

Как устроен примус

Примус — это компактный и надежный бытовой прибор для нагревания и приготовления пищи. Его основные части: резервуар для жидкого топлива, насос для создания давления, горелка и конфорка для установки посуды. Работает примус на бензине, керосине или спирте. Топливо под давлением подается в нагреваемую трубку горелки, там оно испаряется.

Пары через форсунку выходят и смешиваются с воздухом, образуя горючую смесь, которая сгорает в конфорке с ровным голубым пламенем. Примус - это надежный и компактный прибор для туристов и дачников, работающий на жидком топливе. Для розжига нужен предварительный прогрев горелки, иначе испарение топлива не эффективно. Конструктивные особенности обеспечивают стабильную подачу топлива и теплоотвод. Продуман клапан для сброса давления. Форсунку периодически прочищают иглой. Примус - надежный помощник в домашнем хозяйстве и туристических походах благодаря простой конструкции и возможности работы на разных видах топлива.

В зависимости от модели примус может иметь дополнительные опции: регулятор подачи воздуха, клапан топлива, чашечку для разогрева, опорные ножки. Но принцип действия остается прежним - нагрев горелки для испарения топлива из резервуара и последующее сжигание образовавшейся горючей смеси. Эффективность и безопасность работы примуса зависит от правильной сборки и регулировки всех элементов конструкции.

Устройство примуса

История создания примуса

Примус был изобретен в 1892 году шведским инженером Францем Вильгельмом Линдквистом. Он занимался усовершенствованием керосинки - простейшей горелки с фитилем. Результатом работы стала конструкция бесфитильного нагревателя, работающего на керосине. Примус - это революционное на то время изобретение шведского инженера. Вскоре Линдквист запатентовал свое изобретение и основал компанию Primus для его промышленного производства. Название происходит от латинского слова, означающего «первый». Первые модели примусов появились на рынке в конце XIX века и сразу стали популярны благодаря компактности и мобильности. Они активно использовались в экспедициях и путешествиях, поскольку давали значительную экономию веса по сравнению с другими средствами для приготовления пищи.

В России промышленный выпуск примусов был налажен в 1920-х годах на нескольких заводах. Наиболее известна кольчугинская модель, которая практически без изменений выпускалась до 1990-х годов. Примус - это символ советского быта и предмет первой необходимости для каждой семьи. С 1950-х годов примусы стали вытесняться газовыми и электрическими плитами, но не потеряли актуальности для туристов и в полевых условиях. Сегодня классические модели дополняются новыми разработками с улучшенными характеристиками.

Таким образом, примус прошел путь от изобретения шведского инженера до культового предмета быта советской эпохи, сохранив при этом свою востребованность. За более чем вековую историю он доказал надежность, эффективность и удобство использования в самых разных условиях.

Как пользоваться примусом

Чтобы примус служил долго и безопасно, нужно соблюдать правила эксплуатации. Перед розжигом примус необходимо расположить на ровной негорючей поверхности, проверить герметичность соединений и наличие топлива. Затем с помощью насоса создается небольшое избыточное давление в резервуаре, достаточное для подачи топлива в испарительную камеру. Для холодного запуска в чашечку наливают немного топлива и поджигают его, чтобы разогреть горелку. Как только она достаточно нагреется, открывают клапан подачи топлива. Оно начинает поступать в горелку, испаряться и выходить через форсунку, смешиваясь с воздухом. Образуется ровное голубое пламя оптимальной температуры.

В процессе работы периодически проверяют давление в резервуаре и при необходимости подкачивают воздух. Также контролируют чистоту форсунки, при засорении прочищая ее иглой. По окончании работы пламя гасят перекрытием подачи топлива. Дают полностью остыть, после чего выпускают остаточное давление через клапан и закрывают все отверстия. Соблюдение правил безопасности исключает возможные риски при использовании примуса. А регулярное обслуживание обеспечивает его долгую и безотказную работу.

Таким образом, корректная эксплуатация примуса включает предварительную подготовку, постепенный розжиг, контроль в процессе работы и правильное завершение процесса. При этом примус остается эффективным и мобильным помощником в быту и туризме.

Готовка на примусе

Образ примуса в советской культуре

Примус стал неотъемлемой частью советского быта и нашел отражение в литературе, живописи, кино. Он олицетворял трудности и лишения того времени. «примус это» символ эпохи в искусстве СССР. В произведениях А. Платонова, И. Ильфа и Е. Петрова примус показан как атрибут коммунальной кухни. Он фигурирует в поэмах Н. Заболоцкого и М. Цветаевой, рассказах М. Зощенко. Образ примуса в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита" стал крылатым — "починяю примус". Эту фразу произносит кот Бегемот перед поджогом квартиры.

Художники тоже обращались к теме примуса. На полотнах А. Дейнеки, Ю. Пименова он запечатлен на кухнях коммунальных квартир. Особенно известна серия работ П. Никонова "Примус". В кино примус появляется в лентах "Человек с бульвара Капуцинов", "Ирония судьбы". Он олицетворяет быт эпохи. Так примус, незаменимый помощник в хозяйстве, обрел символическое значение в искусстве Советского Союза.

Примус сегодня

Несмотря на появление современных электрических и газовых плит, примус не утратил актуальности и сегодня. Он по-прежнему востребован в туризме, на дачах и как резервный вариант в случае отключения газа или электричества. Классические модели примусов продолжают выпускаться для любителей ретро-стиля. Но есть и современные усовершенствованные модификации с улучшенными характеристиками.

Среди преимуществ современных примусов: Компактные размеры и небольшой вес. Возможность использования разных видов топлива. Экономичность расхода топлива. Быстрый нагрев и регулировка мощности. Повышенная безопасность за счет системы гашения пламени. Удобство в обслуживании. Надежность и долговечность.

Современные модели оснащены автоматическими системами розжига, пьезо-элементами, термоизоляцией. Разработаны комбинированные варианты для использования как газовых баллонов, так и жидкого топлива. Таким образом, примус адаптирован к потребностям сегодняшнего дня, сохранив ключевые преимущества. Это подтверждает его статус как одного из самых надежных и эффективных портативных нагревательных устройств.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.