Биоэтика - это... Принципы и предмет биоэтики. Биоэтика в России

Каждой сфере профессиональной деятельности человека соответствуют свои виды профессиональной этики. При этом все они имеют определенные специфические особенности.

Этика – это дисциплина, рассматривающая моральные стороны человеческого поведения. Ее изучение знакомит нас со всем многообразием норм и отношений между людьми. Все виды профессиональной этики являются определенными правилами. Они рассматривают порядок и образцы внутренней регуляции человека. За основу при этом принимаются этические идеалы. Один из видов данной дисциплины касается медицинской сферы.

Врачебная этика

Это учение знакомит нас с тем высоким моральным обликом, которым должен обладать человек, в чьих руках находится жизнь его пациентов. На сегодняшний день все основные правила данной дисциплины содержатся в документе, который называется «Этический кодекс российского врача». Он был принят в 1994 году. Традиционная этика врача призвана решать вопросы личных качеств и взаимоотношений доктора и пациента.

Биоэтика

Жизнь не стоит на месте. На современном этапе развития общества возникла необходимость в создании определенной формы профессиональной врачебной этики. Данное учение призвано очертить допустимые границы, в которых разрешено манипулирование человеческой жизнью и смертью. Все эти действия непременно должны блюсти нравственность и здоровье пациента. И здесь на защиту жизни человека приходит биоэтика.

История развития

Биоэтика – это сложный феномен, имеющий место в современной культуре. Возник он в США в 60-х-70-х годах прошлого столетия. Термин «биоэтика» был предложен американским онкологом Поттером в 1970 году. Именно он призвал врачей и биологов объединить свои усилия для обеспечения достойных условий жизни людей. По Поттеру, биоэтика – это не просто наука выживания. Это новая мудрость, объединившая в себе знания биологической отрасли и существующие общечеловеческие ценности.

биоэтика это
Что касается самого термина «биоэтика», понятие, точнее, его содержание, спустя некоторое время существенно изменилось. На первое место вышли междисциплинарные исследования моральных, антропологических, юридических и социальных проблем, возникновению которых способствовали новейшие репродуктивные генетические и трансплантологические биомедицинские технологии.

В семидесятые годы прошлого столетия в Америке были созданы первые образовательные и исследовательские центры, где изучалась биоэтика. Это привлекло внимание к изучаемым данной дисциплиной проблемам религиозных деятелей, журналистов, политиков. Заинтересовали некоторые вопросы и широкую публику.

Развитие биоэтики в следующем десятилетии позволило ей получить признание в странах Западной Европы. В девяностых годах изучению данной дисциплины уделялось большое внимание в Восточной Европе (в том числе и в России), а также в Азии (в первую очередь в Китае и Японии).

Основная задача

Биоэтика – это учение, призванное выявлять различие позиций в отношении сложнейших моральных проблем, возникающих в связи с развитием прогресса биомедицинской практики и науки. Данная дисциплина призвана ответить на такие вопросы:

- Можно ли заниматься клонированием человека?
- Допустимо ли создание генетическими методами особенной «породы» человека, обладающего высокими интеллектуальными и физическими качествами?
- Необходимо ли согласие родственников, если у умершего планируется произвести забор органов для пересадки тяжело больным людям?
- Нужно ли говорить пациенту о том, что он неизлечимо болен? И т.д.

Задачей биоэтики является поиск социально приемлемых и морально обоснованных решений подобных вопросов. Разумеется, возникает правомерное сомнение в том, а нужна ли медицинская биоэтика вообще? Ведь существует клятва Гиппократа. Она уже много столетий преподносит уроки нравственности врачам. В сохранении жизни на нашей планете активную роль играют и многие ведущие физики. Они организовывают движение, призывающее запретить испытания ядерного оружия. Уроки нравственности преподносят человечеству и биологи, борясь за охрану окружающей нас среды.
Однако гиппократовская этика и биоэтика имеют определенные различия. Первое из этих двух учений носит чисто корпоративный характер. На протяжении многих столетий оно рассматривает врача в роли морального субъекта, призванного выполнить свой долг перед пациентом. Больной же считается страдающим индивидом. Он пассивен и не участвует в принятии важного для его жизни решения. Предмет биоэтики – пациент как активный моральный субъект. При этом он способен вступать в диалогические или даже конкурентные отношения с учеными и врачами.

Особенности

Новой дисциплиной не отменяются традиционные ценности, среди которых милосердие и благотворительность, нравственная ответственность врачей и принцип ненанесенения вреда больному. Только в сегодняшней культурной и социальной ситуации все эти моменты получают новое звучание и значение.

Предмет биоэтики – это неповторимость и уникальность личности каждого индивида. Данная дисциплина признает право каждого человека самостоятельно принимать самые важные решения, которые касаются его жизни.

предмет биоэтики
Стоит отметить, что биологи или врачи в качестве экспертов имеют знания о способе клонирования человека. Однако допустить подобные действия они не могут. Это находится за границей их профессиональной компетенции. Именно поэтому одной из особенностей биоэтики является ее развитие с участием специалистов различных дисциплин. В этом перечне находятся биологи и психологи, врачи и философы, политики и юристы и т.д. И не удивительно, ведь проблемы, которые возникают в связи с развитием медицины и биологии, настолько многообразны и сложны, что их решение возможно только при совместных усилиях людей, обладающих определенными знаниями и опытом.

Биоэтика имеет еще одну важную особенность: историей уже давно доказано, что навязывание обществу одной системы национальных, идеологических и иных ценностей – действие весьма опасное. Именно поэтому биоэтикой не просто изучаются моральные проблемы, возникающие при развитии общества. С ее участием создаются различные институты, характерные для плюралистических обществ. Примером тому могут служить этические комитеты, работающие при больницах, научно-исследовательских центрах.

Чему уделяет внимание биоэтика?

Нравственность и здоровье – вот та основа, которая служит для выработки соответствующих рекомендаций современной наукой о моральных отношениях. Она рассматривает такие основные проблемы:

- эвтаназию;
- самоубийство;
- трансплантологию;
- определение факта смерти;
- проведение экспериментов на человеке и животных;
- отношения между врачом и пациентом;
- организацию хосписов;
- отношение к людям, являющимся психически неполноценными;
- деторождение (суррогатное материнство, генную инженерию и т.д.).

принципы биоэтики
Проблемы биоэтики касаются этической стороны таких действий, как стерилизация и контрацепция, а также искусственное прерывание беременности. Все они представляют собой современные формы вмешательства медицины в репродуктивную функцию.

Рассмотрим, к примеру, аборт. Нарушает ли он основной принцип клятвы Гиппократа, который гласит: «Не навреди»? Можно ли его проводить с этической точки зрения? Если да, то всегда или только в определенных случаях? Ответы на эти вопросы зависят от нравственных принципов и профессиональной подготовленности врача.

Проблемы биоэтики касаются и искусственного оплодотворения. С одной стороны, новейшие репродуктивные технологии затрагивают природу самого брака, которая является важнейшей человеческой ценностью. С другой – для некоторых супругов это единственная возможность иметь ребенка. Биоэтика в данном случае призывает придерживаться той грани, когда искусственное оплодотворение помогает отчаявшейся женщине, не превращая данную манипуляцию в вид определенного эксперимента.

биоэтика понятие
Спорным вопросом, рассматриваемым биоэтикой, является суррогатное материнство. При этом методе оплодотворенную яйцеклетку от биологических родителей вносят в матку совершенно другой женщины. Эта суррогатная мать нужна для вынашивания ребенка. После родов она отдает младенца биологическим родителям. С одной стороны, это манипуляции, производимые над телесной природой ребенка, с другой – единственный шанс для некоторых пар создать полноценную семью.

Ожесточенные споры продолжают вестись вокруг такой проблемы, как клонирование человека, возможное с применением новейших разработок генной инженерии. В обсуждении моральной стороны этого вопроса принимают участие биологи и врачи, политики и философы. Не обходят стороной данную проблему и священнослужители. В настоящее время существует две совершенно противоположных точки зрения. Одна из них исходит из того, что клонирование вполне этично и является безопасным для человека и общества. Сторонники этой точки зрения полагают, что клонирование является путем к бессмертию и устранению болезней. Но существует и противоположное мнение. Его сторонники считают, что подобная манипуляция аморальна. Кроме того, она несет в себе потенциальную опасность, так как наука пока еще не может предсказать все возможные последствия данного эксперимента.

Очень сложные правовые и этические проблемы порождены трансплантологией. На сегодняшний день пересаживаются сердце и печень, легкое и костный мозг и т.д. Проблемы в данной области касаются обязанностей и прав донора, а также его родственников, медицинских работников, констатации факта необратимой гибели.

Одна из наиболее горячо обсуждаемых этических проблем на сегодняшний день касается эвтаназии. Это намеренное ускорение смерти больного, считающегося неизлечимым. Эвтаназия призвана прекратить страдания пациента. Это действие противоречит взглядам всех религиозных конфессий, а также клятве Гиппократа. Но в то же время окончательно решенным данный вопрос не считается.

нравственность и здоровье

Основные принципы дисциплины

В биоэтике существуют основные понятия. На них опирается наука при решении наболевших проблем современности. Основные принципы биоэтики:

- уважение человеческого достоинства;
- непричинение зла и сотворение добра;
- автономия личности;
- соблюдение справедливости.

Наука придерживается четырех правил. Это конфиденциальность и правдивость, информированное добровольное согласие и неприкосновенность в отношении частной жизни. Принципы биоэтики в совокупности с правилами образуют своеобразные этические координаты, которые характеризуют отношение к больному как к личности.

Развитие биоэтики в России

Предпосылки развития рассматриваемой дисциплины проявились в нашей стране в начале девяностых годов. Однако это не означает, что биоэтика в России возникла только в конце прошлого столетия. Напротив, большинство биомедицинских технологий впервые были созданы именно в нашей стране. Примером тому может служить аппарат, позволяющий осуществлять искусственное кровообращение. Он был создан С.С. Брюхоненко еще в 1926 г. В том же году состоялось открытие первого в мире Института переливания крови. Кроме того, в 1931 г. Ю.Ю. Вороным в клинических условиях была осуществлена аллотрансплантация почки. Примечательным явился и 1937 г. Тогда провели первую в мире операцию по имплантированию искусственной сердечной мышцы. Руководил данным экспериментом В.П. Демихов, а у него на стажировке был Кристиан Бернар.

биоэтика в россии
Именно в России впервые в мире в 1920 г. были сняты все ограничения законодательных актов по искусственному прерыванию беременности. В двадцатых годах прошлого столетия российскими учеными школы А.С. Серебровского был проведен ряд принципиальных исследований, в результате которых удалось доказать сложную структуру гена.

Широкий спектр работ по различным направлениям медицинских технологий в СССР велся постоянно и очень успешно. Однако этика научных исследований в России в годы правления советской власти сформированной быть попросту не могла. Одной из причин этому являлась идеология государства. Науку в СССР считали не только производительной силой общества, но и высшей человекообразующей ценностью культуры.

Однако, несмотря на это, биоэтика в России постепенно стала завоевывать свои позиции. Так, советским философом И.Т.Фроловым был поставлен вопрос о ценности научных достижений с точки зрения человеческого блага. В 1995 г. впервые опубликовали рукописи М.К.Перова. Этот российский методолог еще в 60-е годы сформулировал мысль о том, что наука слепа ко всему человеческому.

Новый этап в развитии биоэтики

В конце прошлого столетия Россия пошла по пути демократизации общества. Это стало основной предпосылкой того, что интенсивно начала развиваться биоэтика. Понятие указанной дисциплины постоянно закреплялось не только на научно-исследовательском, но и на издательском, теоретическом и учебно-образовательном уровнях.

В организационной системе научных институтов России в настоящее время существуют специальные структурные единицы. К ним относят сектор биоэтики, который работает в Институте человека РАН, лабораторию Института философии РАН «Аксиология познания и этика науки» и многие другие.

виды профессиональной этики
В 2000 г. в России был принят государственный образовательный стандарт. Согласно этому документу, дисциплина «Биоэтика» стала обязательной при подготовке специалистов в медицинских вузах страны. Такой подход утвердила Учебно-методическая конференция 1995 г., на которой рассматривались вопросы гуманитарного образования в высших фармацевтических и медицинских учебных заведениях РФ. Введение в биоэтику было рекомендовано в качестве отдельного курса при подготовке студентов, обучающихся на старших курсах.

В 1995 г. свет увидела специальная программа. Она была создана в Институте переподготовки и повышения квалификации преподавателей социальных и гуманитарных наук при МГУ им. Ломоносова. Эта программа предназначалась для преподавательского состава, обучающего студентов по специальности «Биомедицинская этика».

В настоящее время ознакомиться с проблемами современных этических вопросов медицины можно в специальной литературе. Весьма популярными в этой области являются журналы «Человек» (главный редактор - Б.Г. Юдин), а также «Медицинское право и этика» (главный редактор – Мыльников И.С.). Для студентов медицинских вузов также издается литература, в которой рассматривается биоэтика. Юдин и Тищенко, Игнатьев, Иванюшкин, Силуянова, Коротких являются авторами некоторых трудов, посвященных этой теме.

Философские аспекты

В настоящее время дисциплина, изучающая моральную сторону взаимоотношений современной медицины и человека, охватывает многочисленные проблемы. Благодаря биоэтике углубляется и кардинально расширяется понимание индивида в его этических и природно-биологических аспектах. Вопросы, рассматриваемые этим учением, находятся на грани двух наук. Это антропология и биология. В качестве ключевого момента данной науки выступают моменты поиска истинной сущности человека.

В последнее время все более активно происходит процесс формирования биоэтического мировоззрения общества. Этому способствуют две причины – глобальная и локальная. Первая из них связана с вероятностью опасных последствий научно-технического прогресса в медицине и биологии, которые сопровождаются постоянным появлением новых проблемных ситуаций морально-этического характера. Данная ситуация в определенной степени затрагивает интересы всего человеческого общества. Динамичность указанного процесса постоянно возрастает. Это происходит в связи с нарастающей демократизацией общественных отношений. При этом одним из основополагающих считается право человека на жизнь, на здоровье, на смерть и на получение информации.

уроки нравственности

Вторая причина развития биоэтики, локальная, определена специфическим характером развития данной науки. Здесь свое влияние оказывает гуманизация жизни всего общества и отдельного человека, процесс, вызывающий трансформацию медицинской и традиционной этики, технологизация медицины и т.д. Все эти факторы воздействуют на развитие биоэтики как в положительном, так и в отрицательном плане.

На сегодняшний день в нашей стране нет однозначного отношения к актуализации данной дисциплины. Однако даже тот, кто осознает гуманистическое значение биоэтических проблем, признает начавшийся процесс формирования соответствующего мировоззрения. Иногда подобное воспринимается как образ жизни, навязанный нам Западом. При этом считается, что данный процесс способен подорвать традиции и устои нашего общества.

Существует и вовсе противоположное мнение. Некоторые полагают, что биоэтика в России просто не приживется, а соответствующее этому учению мировоззрение вряд ли сформируется. Объясняется все тем, что в нашей стране иные культурные, религиозные и социальные традиции, иной менталитет и психология.

Однако процесс формирования биоэтического мировоззрения идет. Он требует философского осмысления некоторых традиционных проблем. Среди них определение сущности человека, его жизни и смерти, лечения и выздоровления, болезни и здоровья и т.д.

Биомедицина в настоящее время развивается неимоверно стремительными темпами. Ее противоречивые во многом успехи вызывают у некоторых людей желание каким-то образом упорядочить достижения медицины и биологии, расставив их по степени риска. Это позволит обществу быть максимально готовым ко всем возможным для него последствиям.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 3
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Может ли существовать этика без биологии?
Копировать ссылку
0
Этика опирается на законы самоорганизации во взаимодействии норм морали, норм нравственности и норм права. Эти законы одинаковы для человека, семьи, общества и они независимы от исторических эпох. Законы самоорганизации вызывают эффект Плацебо, благодаря им появилась гомеопатия.Биоэтика не связана с этикой. это просто набор проблем требующих согласований. Этика ушла из медицины. Врачи не способны видеть за анамнезом и анализами человека. Они даже здороваться не умеют.
Копировать ссылку
0
так много "красивых" слов... гуманизация жизни всего общества и отдельного человека...гуманистическое значение биоэтических проблем...
ГДЕ гуманизация жизни всего общества и отдельного человека? Наоборот!
кто придумал эту биоэтику? Кому это выгодно?
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.