Когда рождается в семье ребенок, это всегда праздник. Он растет, развивается, и все, кажется, замечательно. Но, к сожалению, бывает по-другому. С первых дней жизни ребенка родители и доктора замечают отклонения, которые далее все ярче проявляются по мере его развития. К таким детям нужен особый, индивидуальный подход для того, чтобы они как можно более безболезненно адаптировались в этом мире. Для таких случаев разрабатывают специальные программы по воспитанию и развитию. Далее рассмотрим программу сопровождения ребенка с отклонениями в развитии и ее особенности.
Ребенок с ОВЗ
Несколько слов о том, какой ребенок относится к категории детей с ограниченными возможностями здоровья.
Это дети, у которых есть отклонения, они являются временными или постоянными в психическом или физическом развитии. Это дети-инвалиды и не признанные инвалиды, но имеющие ограничения жизнедеятельности. В этих случаях необходимо индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ.
Детей с ОВЗ можно разделить на группы, для которых характерны следующие отклонения:
- Нарушение слуховой функции.
- Дисфункция речи.
- Значительные нарушения зрения, слепота.
- Патология развития опорно-двигательного аппарата.
- Отсталость в умственном развитии и проблемы психического развития.
- Нарушение общения и поведенческие расстройства.
Определяющим моментом будет конкретный дефект в развитии, именно от этого будет зависеть коррекционная программа. По каждой группе разработана специальная программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ. Приступая к работе с такими детьми, ее необходимо хорошо изучить. Это будет полезно как родителям, так и педагогам.
Особенности детей с ОВЗ и рекомендации для работы с ними
Рассмотрим особенности некоторых категорий детей-инвалидов.
- Дети с нарушением слуха.
У таких детей наблюдается нарушение восприятия, памяти, речи, мышления. Ребенок невнимателен, часто обидчив и замкнут. Также можно заметить нарушение координации и ориентирования в пространстве. Как правило, не проявляют инициативу в общении с окружающими.
Дети с нарушением слуха хорошо читают по губам, воспринимая устную речь зрительно. При написании слов и произношении часто пропускают буквы или слова. Их фразы просты, а словарный запас очень беден.
- Дети с нарушением зрения.
Для таких малышей необходимо использовать специальную программу для обучения. Также важно правильно распределять учебную нагрузку. Используются обучающие пособия, а также оптические и тифлопедагогические устройства. Рекомендуется чаще менять виды деятельности. Дозировать зрительные нагрузки необходимо строго индивидуально. В их обучающую программу обязательно входят такие занятия:
- Ориентирование в пространстве.
- Мимика и пантомимика.
- Социально–бытовое ориентирование.
- Развитие зрительного восприятия.
- Мелкая моторика рук и осязание.
- Логопедия.
Обязательно для детей с проблемами зрительного анализатора, должна проводиться лечебная физкультура, а на уроках - физ. минутки.
- Дети, у которых имеется задержка психического развития.
Такому ребенку присущи следующие характеристики: отсутствие внимания, отставание в освоении школьной программы, невозможность сконцентрироваться и самостоятельно выполнять задания, излишняя подвижность и эмоциональная нестабильность.
Для таких детей необходимо усложнять задания, только учитывая возможности ребенка.
- Дети с нарушениями опорно–двигательного аппарата.
Основной симптом этой категории - нарушение двигательных функций. Дети с ДЦП часто имеют нарушение слуха, зрения, речи, интеллекта. Нередко наблюдаются судорожные симптомы. Таким детям необходимо помочь адаптироваться в обществе, им также нужна медицинская, психологическая, педагогическая и логопедическая помощь. Важно прививать любовь к труду, оптимистический настрой к жизни, семье, обществу.
ФГОС для детей с ОВЗ
Существует специальный государственный стандарт для детей с отклонениями в развитии и другими проблемами в здоровье. В нем гарантируется таким детям право на получение образования вне зависимости от степени тяжести нарушений, региона проживания и вида учебного заведения.
В чем заключаются функции ФГОС для детей с ОВЗ:
- Максимально охватить детей с ОВЗ образованием, которое будет соответствовать их возможностям и потребностям.
- Дать возможность ребенку получить образование согласно Конституции, несмотря на тяжесть нарушения развития, освоения и типа учреждения, где ребенок обучается.
- Создать условия для реабилитации детей с ОВЗ и гарантировать удовлетворение образовательных потребностей.
- Дать возможность выбрать соответствующее образование с учетом рекомендаций специалистов.
- Перейти к единой системе образования, сделав процесс обучения регулируемым, для совместного обучения детей с ОВЗ и нормально развивающихся малышей.
- Стимулировать развитие специального образования и создавать для этого необходимые условия.
Задачи программы
Для того чтобы рассмотреть такую программу, необходимо выяснить, что означает для таких детей индивидуальное сопровождение.
Сопровождение детей с ОВЗ – это долговременная поддержка, в основе которой лежит правильная организация процесса, направленная, прежде всего, на эффективный выбор решения их насущных проблем.
Индивидуальное сопровождение – это комплекс методов, связанных между собой одной целью, задачей, действиями, которые направлены на оказание помощи ребенку с отклонениями со стороны не только родителей, но и педагогов. Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ помогает найти проблемы в развитии ребенка, сделать выводы и обеспечить правильное их разрешение, а также дает возможность развить задатки и возможности ребенка. Эффективность индивидуального сопровождения оценивается, кроме мнения педагогов, психологов и медиков, удовлетворенностью родителей и ребенка, пока он находится в образовательном учреждении. Также важно оценить способность малыша взаимодействовать с другими детьми и взрослыми.
Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ необходима для:
- Детей, у которых возникают трудности в освоении основной дошкольной программы.
- Малышей с тяжелыми отклонениями, которые посещают группы на короткое время.
- Для индивидуального обучения.
Разработка и реализация программы
Программа сопровождения детей с ОВЗ имеет несколько этапов разработки и реализации:
- На первом этапе происходит сбор и анализ документов, заключений врача, а также обсуждение проблем ребенка с родителями, педагогами.
- На втором этапе необходимо провести комплексное обследование развития. Проанализировать результаты со специалистами и вывести заключение. В конце составить психолого-педагогическую характеристику.
- На третьем этапе определяются задачи, условия, методы и формы коррекционно-развивающей работы. На этом этапе активно привлекаются родители. Им оказывается необходимая помощь, причем как практическая, так и консультативная.
- Четвертый этап считается основным. Происходит реализация программы, контролируется ее выполнение, вносятся изменения, если необходимы. Специалисты проводят обучение родителей и педагогов необходимым навыкам работы с детьми с ОВЗ.
- На пятом этапе происходит анализ эффективности освоения программы. Выясняются трудности в ее выполнении, поиск причин, ищутся пути решения проблем.
Возможности программы
Программа индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья дает следующие возможности:
- Получить образование ребенку с ОВЗ с учетом его потребностей и возможностей.
- Легко влиться ребенку-инвалиду в коллектив сверстников с нормальным развитием.
- Родители имеют возможность получать помощь и консультации необходимых специалистов и педагогов.
- Педагоги получают постоянную методическую помощь и поддержку.
- Происходит регулярный контроль над развитием ребенка с ОВЗ и своевременно корректируется работа, учитывая его способности и возможности.
Формы работы с детьми с ОВЗ
Для реализации программы необходимо проводить различные занятия с детьми с ОВЗ. Программа предлагает несколько форм работы:
- Специально организованные занятия.
- Непрограммные занятия.
- Организация свободного времени.
- Обучение родителей.
Особенности занятий с детьми с ОВЗ
Занятия с детьми-инвалидами могут проходить :
- Индивидуально.
- В группах.
- Совместно со здоровыми детьми.
Обязательно нужно учитывать:
- Состояние здоровья ребенка.
- Настроение.
- Сложившиеся семейные обстоятельства.
Также существует несколько главных условий при проведении занятия с детьми с ОВЗ:
- Темп обучения должен быть замедлен.
- Привлекать регулярно детей к предметно-практической деятельности.
- Опираться на возможности и способности ребенка.
- Учитывать особенности ребенка и корректировать его деятельность.
Каковы функции сопроводительной деятельности?
Педагогическое сопровождение детей с ОВЗ предполагает выполнение некоторых функций:
- Социальный педагог ведет социально-педагогическую работу с детьми и классным руководителем, а также коррекционно-развивающую деятельность. Оказывает помощь в сборе необходимой документации.
- Классный руководитель контролирует соблюдение прав детей с ОВЗ, обеспечивает сохранность их жизни и здоровья, на занятиях применяет необходимые методы и навыки для обучения детей с ОВЗ, оказывает помощь родителям, поддерживает с ними связь для осуществления контроля над процессом обучения.
Реализация программы
Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ реализуется в несколько этапов:
- Первый этап: проводится диагностическая работа, изучается сопровождающая документация. Заключается соглашение с родителями.
- Педагог социальный и классный руководитель наблюдают за ребенком, проводят беседы с родителями, составляют заключение о возможностях, умениях малыша и его эмоциональном состоянии.
- Более тщательное обследование с участием педагогов-психологов, воспитателей ГПД, социального психолога и классного руководителя.
- Составляется «Протокол первичного обследования».
- Коррекционно-развивающая служба анализирует полученные сведения.
- Составляются рекомендации по программе.
- Все сведения фиксируются в специальном дневнике социальным педагогом. Эффективность индивидуального сопровождения оценивается каждую четверть.
Рекомендации педагогам
Можно составить несколько общих рекомендаций для педагогов, которые осуществляют индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ:
- Необходимо составлять план занятий и осуществлять его, учитывая особенности ребенка и его диагноз.
- Проводить не только индивидуальные занятия, но и групповые, повышать активность ребенка и умение работать в группе.
- Обращать внимание на психическое состояние ребенка до проведения занятий.
- Оказывать помощь при выполнении заданий и поручений.
- Развивать моторику посредством специальной гимнастики, игр, заданий.
- Излучать положительные эмоции, привлекать детей к участию в развлекательных мероприятиях, развивая их способности и таланты.
Заключение
Если ребенок рождается с какими-либо отклонениями в развитии, это вовсе не означает, что его невозможно чему-то научить. Только индивидуальный подход способен решить проблему с обучением таких детей. Целенаправленная работа медиков, педагогов и родителей сделает таких малышей социально адаптированными и окажет существенную помощь в их развитии.