Бог Семаргл в славянской мифологии

В наше время, когда православная церковь вновь заняла важное место в жизни общества, святой князь Владимир упоминается главным образом как креститель Руси. Между тем, в предшествовавший этому важному событию период он, используя свои властные полномочия, утвердил для всеобщего поклонения многочисленный языческий пантеон. Одним из тех, кого должны были почитать все, кто не хотел нажить себе лишних проблем, был бог Семаргл. О том, как он появился на берегах Днепра и что входило в «сферу его полномочий», будет рассказано в этой статье.

Бог Семаргл

Гипотеза о славянском боге персидского происхождения

Прежде всего отметим, что ряд наиболее авторитетных исследователей, среди которых такие видные учёные, как Б. А. Рыбаков (1908-2001) и К. В. Тревер (1892-1974), полагали, что славянский бог Семаргл, как это ни странно, имеет иранское происхождение. В подтверждение своей гипотезы они указывают на древнеперсидское божество Симурга, представлявшего собой некое фантастическое существо ─ гибрид птицы и собаки. Изображалось оно в виде свирепого пса с крыльями.

Нечто подобное наблюдается и в пантеоне наших предков. Славянского Семаргла также представляли в виде полусобаки-полуптицы, о чём свидетельствует ряд артефактов, обнаруженных при археологических раскопках. Кроме того, созвучны имена этих двух мифических персонажей. Проникновение же на Русь бога Семаргла учёные объясняют тем, что он был заимствован славянами, проживавшими в древности на окраинах иранского мира. Следует сразу оговориться, что это является лишь гипотезой, хоть и выдвинутой весьма уважаемыми представителями научного мира, но имеющей в то же время немало противников.

Престол, обагрённый кровью

Вхождение Семаргла в пантеон первостатейных божеств, созданный князем Владимиром ещё до крещения Руси, исследователи объясняют сугубо объективными причинами. Они стали следствием сложившейся вначале 80-х годов X века политической обстановки на берегах Днепра. Дело в том, что княжеский престол будущий креститель Руси захватил силой, обагрив руки кровью законного наследника ─ старшего брата Ярополка.

Славянский бог Семаргл

Чтобы упрочить свою власть и придать ей вид легитимности, узурпатору необходимо было заручиться поддержкой как можно большего числа жителей государства, среди которых немалый процент составляло население хазарского, иранского (сармато-аланского) и еврейского происхождения.

Расчётливый политический ход

Известно, что в X веке правители Хазарского каганата, контролировавшие огромную территорию, простиравшуюся от Предкавказья до Днепра и лесостепей Восточной Европы, рассматривали Киев как один из форпостов на своих западных рубежах.

С учётом этих условий дополнение традиционного круга языческих богов Семарглом и Хорсом (также заимствованным с Востока), являлось со стороны князя продуманным политическим ходом. Объявив покровителя своей дружины Перуна верховным божеством, князь Владимир в то же время учредил всеобщее поклонение тем богам, из созданного им пантеона, которые почитались южно-русским населением Киевской Руси, что обеспечило ему дополнительную политическую поддержку.

Бог огня Семаргл

Боги-близнецы

Пытаясь очертить сферу власти, приписываемой этому славянскому божеству, академик Б. А. Рыбаков опирался в основном на сведения, касающиеся его древнеиранского аналога Симурга. Это объяснялось отсутствием достаточно полной и достоверной информации, касающейся самого Семаргла, скупые упоминания о котором содержатся лишь в двух-трёх, дошедших до нас письменных памятниках.

Так, согласно гипотезе Рыбакова, у славян бог Семаргл ─ покровитель ростков зелени, семян, побегов и корней растений, а также посредник между верховным небесным божеством Перуном и людьми. Он как бы олицетворяет собой «вооружённое добро», носитель которого всегда готов вступить в бой с силами зла. Эти характеристики почти идентичны тем, что принято давать иранскому богу Симургу, которого жители Древнего мира наделяли способностью хранить Древо жизни, на ветвях которого соседствовали одновременно семена всех произраставших на земле растений.

Крылатые псы из древних захоронений

Характерно, что не только современные российские археологи, но и те, что производили раскопки в предыдущие столетия, неоднократно извлекали из земли артефакты с изображением крылатых псов, но затруднялись идентифицировать этих мифических существ. Ясность в данный вопрос внёс академик Б. А. Яковлев, доказав, что именно таким обликом фантазия наших предков наделяла бога славянской мифологии Семаргла, имевшего внешнее сходство с античными грифонами.

Бог покровитель Семаргл

Покровитель растительного мира

В музеях России и за рубежом экспонируется немало артефактов, извлечённых из древних захоронений славян. Среди них встречаются подвески, браслеты и серьги, выполненные мастерами IX-XII вв. в виде крылатых собак, символизирующих бога Семаргла. Фото некоторых из них приводятся в статье. Глядя на них, нетрудно заметить, что мифический зверь представлен в окружении орнамента, состоящего из трав и ветвей деревьев.

Это косвенным образом подтверждает его связь с растительным миром, на которую указывал в своих работах академик Б. А. Рыбаков. Любопытно отметить также, что образ Семаргла долго сохранялся в сознании наших предков даже после принятия ими христианства, о чём свидетельствует его изображение, вырезанное на воротах одного из древнейших суздальских храмов.

В 1906 году в Твери был обнаружен скрытый в земле клад. Среди прочих драгоценностей в руки археологов попал серебряный браслет, на котором изображалась сцена жертвоприношения языческому богу. Женщина с длинными распущенными волосами подносила ритуальный кубок некой фигуре, как бы высеченной из камня, и напоминавшей очертаниями крылатую собаку. Кроме неё, на браслете была представлена целая вереница людей пляшущих с венками на головах возле костра. По мнению учёных, это был не кто иной, как бог Семаргл, в честь которого устраивались массовые празднества.

Семаргл бог славян покровитель

Божество, сменившее имя

Любопытно отметить такую деталь: в письменных памятниках более позднего периода встречаются упоминания о том, что со временем в народном сознании это божество приобрело новое имя и стало называться Переплутом. Одним из таких документов является «Слово святого Георгия», датируемое концом XIV века. Повествуя о том, как до принятия христианства славяне поклонялись идолам, автор рассказывает о плясках с венками на головах и о непомерных возлияниях, устраивавшихся в честь Переплута- Семаргла.

Что же касается этимологии (происхождения) нового имени языческого бога, то учёные полагают, что оно произошло от глагола «плутать», то есть сбиться с пути истинного, поскольку придумано было христианами, крайне негативно относившимся к прежним верованиям и считавших поклонение идолам одним из тягчайших грехов. Невольно это имя ассоциируется и с глаголом «плутовать», что также выражает презрительное отношение новообращённых христиан к прежним кумирам.

Среди русалок и женщин-птиц

Под именем Переплута в народном фольклоре Семаргл бывает тесно связан с широко известными представительницами славянской мифологии ─ русалками, или, как их ещё называли в старину, «вилами». Вопреки установившемуся представлению, наши предки часто изображали их не только как морских дев с рыбьими хвостами, но и придавали им облик прекрасных женщин-птиц, насылавших дожди на поля, и окутывавших землю утренним туманом. Поскольку в представлении славян бог Семаргл ─ покровитель растений, то, соответственно, он не мог обойтись без тех, кто давал им живительную влагу.

Семаргл бог смерти

Обычай изображать Семаргла в виде собаки с крыльями наводит на мысль о том, что он являлся в представлении наших предков неким посредником между землёй и небом. В связи с этим среди исследователей получила широкое распространение гипотеза, связывающая Смарагла с древнеиндийским богом Агни, на которого также возлагалась обязанность осуществлять связь между людьми и небожителями. Неизвестно, правда, являлся ли Семаргл богом огня, как его «коллега» с полуострова Индостан, но определённое сходство между ними, безусловно, прослеживается.

Современный последователь языческих культов

В наши дни образ бога Семаргла широко используется представителями целого ряда религиозных течений, пытающихся в современных исторических реалиях возродить верования наших языческих предков. Одна из таких организаций, именуемая Древнерусской церковью православных староверов-инглигов, была основана видным пропагандистом оккультизма и уфологии Александром Хиневичем.

В своих публикациях, посвящённых широкому кругу вопросов, связанных с персонажами древнерусского языческого пантеона, он немало места уделяет богу славян Семарглу ─ покровителю чертога, хранителю огня семейных очагов, и защитнику людей. Именно так характеризует его основатель нового религиозного течения. На основании материалов, явившихся плодом, не столько изучения исторических памятников, сколько почерпнутых из народного фольклора, в своей книге «Славяно-арийские веды» автор воссоздаёт картину рождения Семаргла.

Огонь, давший жизнь божеству

По его версии, однажды бог Сварог - прародитель и покровитель кузнецов - ударил небесным молотом о священный камень Алатырь. Рассыпавшиеся во все стороны искры породили пламя, из которого явился миру витязь на серебряном коне с огненной гривой. Этим всадником и был, как повествует легенда, Семаргл, прилагавший затем силы во многих областях жизни. Как говорилось выше, он покровительствовал всходам растений, оберегал жилища и, кроме того, следил, чтобы в них никогда не гасли очаги.

Семаргл бог славян покровитель чертога

Такая трактовка его образа хоть и дополнена многочисленными домыслами, но в целом соответствует официальной научной версии. В противовес ей, последователи иных современных языческих течений нередко представляют Семаргла богом смерти и разрушения. Эта точка зрения не имеет под собой никакого серьёзного обоснования, и является плодом досужих вымыслов. Достаточно сказать, что среди памятников древней культуры едва ли можно найти примеры того, чтобы божества, связанные со смертью и разрушением (а таких было немало), изображались в окружении трав и ветвей деревьев, символизирующих собой жизнь.

Священное имя

А. Хиневич приводит также весьма любопытные данные: по свидетельству ряда источников, у древних славян имелось некое табу на произношение вслух имени этого божества. Считалось, что оно настолько священно, что поминать его устами простых смертных непозволительно, и если всё же возникала такая необходимость, то старались обойти запрет, используя иносказательные обороты речи. Кстати, подобная традиция бытует и в ряде современных религий. Например, в иудаизме не принято произносить имя Бога, да и у христиан, как известно, одна из заповедей запрещает упоминать Его всуе.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.