Сказки про мышат С. Я. Маршака: может ли быть плохой конец в истории для малышей?

Современные малыши очень любят сказки С. Я. Маршака, как и их родители в далеком детстве. Мамы и папы снова зачитывают вслух такие знакомые строчки о рассеянном человеке с улицы Бассейной, усатом-полосатом котенке, зверятах из зоопарка, обедающем воробье. И, конечно же, перед многими из них встает дилемма: знакомить ли кроху со сказкой про спящего мышонка, который в финале исчезает вместе со своей нянькой - кошкой? Допустимо ли читать малышам истории с грустным концом, или это повредит хрупкой детской психике? Давайте разбираться.

Сказка про мышат

Глупый мышонок

Эта сказка, написанная в живой стихотворной форме, легко воспринимается детьми. В ее основе лежит известный даже трехлетнему малышу факт: кошки едят мышей. Однако именно полосатую мурлыку глупый зверек выбирает себе в няньки.

Все остальные претенденты - собственная мама, утка, жаба, лошадь, щука и другие животные - капризного мышонка не устроили. В итоге кроватку с малюткой находят пустой. Автор не говорит напрямую о гибели персонажа, но догадаться об этом нетрудно.

Сказка Маршака про мышонка была написана в 1923 году. Писатель признается, что в ней он старался следовать за народными традициями, отрицая "слащавое стихоплетство". И действительно, мы находим много отсылок к фольклору.

Народные традиции в сказке Маршака

Композиция истории кумулятивная. Одна и та же ситуация проигрывается множество раз. Этот прием мы видим в русских народных сказках для самых маленьких: репку тянут снова и снова, колобок катится по дорожке, встречая по дороге лесных зверей, новые жильцы напрашиваются в теремок. В данном случае маленького мышонка пытаются убаюкать многочисленные няньки.

Слушая историю, малыш вспомнит различных животных, узнает, чем они питаются. Впрочем, сказки про мышат выполняют не только обучающую функцию. Крошечный персонаж является аналогом несмышленого, капризного ребенка. Ему не нравится пение ни одной из нянек, только кошка очаровывает его своим мурлыканьем. Однако за красивыми голосом и внешностью скрывается страшная угроза.

Сказка про спящего мышонка

В финале мышонок расплачивается за свою глупость. Грустный конец мы видим во многих народных сказках: колобка съели, золотое яичко разбили, теремок сломался, Снегурочка растаяла. Рассказывая подобные истории, наши предки учили детей сопереживать другим, думать о последствиях своих поступков, не доверять первому встречному и слушаться старших.

Сказка про умного мышонка

Тем не менее, многие дети не желают мириться со смертью полюбившегося персонажа. Смущает такая концовка и взрослых. Тем более, что они с высоты своего опыта видят вину мамы-мышки в случившемся. Ее недальновидное и безответственное потакание капризам сына привело к трагедии. В этом смысле сюжет оказывается порой более травматичным для родителей. Ведь они представляют себя на месте матери, потерявшей ребенка.

Недосказанность истории, видимо, не давала покоя и самому С. Я. Маршаку. Через 30 лет он написал продолжение сказки. Она вышла в 1955 году. Кошка уносит мышонка в логово, где предлагает поиграть в кошки-мышки. Но зверьку удается убежать. На пути домой он встречает множество лесных хищников: хорька, ежа, сову. Все они хотят поиграть с ним, но это опасные игры. Мышонок понимает, что его хотят съесть, поэтому благоразумно прячется и сбегает. Финал новой сказки счастливый: поумневший персонаж благополучно возвращается к матери.

Сказка про умного мышонка

Образ Иванушки-дурачка

Обе сказки про мышат построены по принципу народного фольклора. Как и в первой части, мы видим кумулятивную композицию. Образ главного героя перекликается с персонажем народных сказок - Иваном-дураком. Обычно он является самым младшим и несмышленым сыном, которого легко обмануть старшим братьям. Так и мышонок Маршака поначалу был глупым, наивным, доверчивым.

Однако, попадая в критическую ситуацию, герой умнеет, проявляет смекалку, находчивость. Теперь зверек служит положительным примером, показывая малышам, что не следует доверять незнакомцам. И, конечно же, ему сопутствует удача. Сказочный Иван легко разгадывает сложные загадки, ловит жар-птицу, достает молодильные яблоки. Мышонку же удается улизнуть от всех хищников и вернуться к маме невредимым.

Хороший и плохой финалы

Сказка про мышат показывает, что капризы и доверчивость могут привести к трагедии. Но осторожность и ум позволят выйти победителем из любой беды. Главное - не терять присутствия духа. В детские годы, когда только формируется мировосприятие, важно показать малышу: жизнь может быть трудной, но из любой ситуации есть выход. Так вы воспитаете оптимиста, готового идти вперед, добиваться успеха, несмотря на поражения.

сказка маршака про мышонка

Однако многие дети отдают предпочтение сказке о глупом мышонке. И вовсе не потому, что они пессимисты. Просто в этой истории больше юмора, живости, меньше дидактичности. Малыши еще не осознают, что такое смерть. Для них исчезновение мышонка - это справедливый и честный финал. Если ты привередничаешь - будешь наказан.

Сказка про мышат Маршака - это своеобразное предупреждение. Такое же, как "Колобок", "Красная шапочка", "Семеро козлят". Именно их рекомендуется читать детям с двух лет. Их цель - не напугать малыша, как думают родители, а уберечь от беды. Здесь разграничиваются понятия "свои-чужие", в доступной форме даются уроки безопасности. Не стоит избегать их. Хотим мы того или нет, но наши дети живут в реальном мире, где порой встречаются сладкоречивые злодеи.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Я смотрела балет Снегурочка. Сюжет интересный, но вот костюмы в балете сыгранном в кремлевском балете не яркие, музыка тяжелая. балет один из тех что не запомнится. 5/10
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.