Основные критерии оценивания сочинения по литературе. Требования к сочинению

Что представляют собой критерии оценивания сочинения по литературе? Какие из них являются обязательными для получения зачета за данный вид выпускных испытаний? Эти вопросы актуальны для старшеклассников, их родителей, педагогов русского языка, а потому заслуживают пристального внимания.

критерии оценивания сочинения по литературе

Особенности оценивания

Рассмотрим основные критерии оценивания сочинения по литературе, установленные ФИПИ (Федеральным институтом педагогических измерений). Сочинение рассматривается на соответствие пяти критериям. Первые два считаются основными, именно они влияют на получение зачета за этот вид итогового испытания в 11 классе. Если хотя бы за один из этих двух критериев школьник получает незачет, в таком случае вся работа автоматически не засчитывается. Кроме того, для общего зачета по итоговому сочинению в целом, помимо положительной оценки по двум обязательным критериям, оно должно соответствовать как минимум одному из оставшихся трех.

В критерии оценивания итогового сочинения по литературе входит и учет объема работы (не менее 250 слов). Эксперты советуют выпускникам использовать в своей работе 350 слов, включая служебные частицы. На всю работу дается 3 часа 55 минут.

Соответствие теме

В критерии оценивания итогового сочинения по литературе входит проверка содержания. Выпускник демонстрирует свои рассуждения по предложенной теме, выбирает путь для ее полного раскрытия. К примеру, он предлагает свой ответ на вопрос, который поставлен в предложенном задании. Также старшеклассник может продемонстрировать свои размышления над заданной проблемой, построить на основе тезиса связный рассказ.

критерии оценивания итогового сочинения по литературе

Критерии оценивания сочинения по литературе предполагают выставление незачета в том случае, если содержание не связано с темой, нет коммуникативного замысла, не прослеживается определенной цели взятого высказывания.

Привлечение аргументов из литературного материала

В критерии оценивания сочинения по литературе входит анализ умения применять при построении собственного суждения на заданную тему конкретного литературного материала. Предполагается оценка способности аргументировать позицию.

В критерии оценивания декабрьского сочинения по литературе входит обязательное привлечение выпускником одного произведения мировой либо отечественной литературы.

В своем рассуждении школьник самостоятельно выбирает способ применения литературного материала, демонстрирует различный уровень его осмысления. Например, от проблематики, сюжета, тематики осуществляется переход к комплексному анализу художественного текста в аспекте заданной темы.

критерии оценивания декабрьского сочинения по литературе 1, итоговое сочинение по литературе критерии оценивания требования 1, основные кри

Критерии оценивания сочинения по литературе предполагают выставление незачета по этому показателю в том случае, если при написании рассуждения не был привлечен литературный материал. Также неудовлетворительная отметка выставляется при искажении смысла и основного содержания источников, при беглом упоминании текстов, то есть при отсутствии опоры на литературное произведение.

Композиция

Что еще должно включать итоговое сочинение по литературе? Критерии оценивания, требования к работам старшеклассников предполагают анализ композиции работы. Этот критерий направлен на анализ умения выстраивать логически рассуждение на выбранную тему.

итоговое сочинение по литературе критерии оценивания требования

Выпускник должен аргументировать собственные мысли, выдерживая соотношение между доказательствами и предложенным тезисом. Незачет выставляется за данный критерий в том случае, если выявлены серьезные логические нарушения, которые мешают осознанию смысла рассуждения. Также неудовлетворительная отметка выставляется при отсутствии тезисной и доказательной части в работе.

Качество речи

В официальные критерии оценки итогового сочинения входит проверка речевого оформления текста работы. Выпускник должен точно выражать свои мысли, использовать различную лексику, несколько грамматических конструкций. В случае необходимости допускается употребление терминов. В итоговом сочинении не должно быть речевых штампов.

основные критерии оценивания сочинения по литературе

Незачет по этому критерию выставляется в том случае, если из-за низкого качества речи существенно затрудняется осознание общего смысла работы. Во всех остальных случаях старшеклассник получает зачет по данному критерию.

Грамотность

Критерии и нормы оценивания по литературе предполагают анализ грамотности выпускника. Незачет выставляется в тех случаях, когда в сочинении допущены грамматические, речевые, пунктуационные, орфографические ошибки (и суммарное количество определяется соотношением: на 100 слов 5 ошибок).

Алгоритм работы над итоговым сочинением

Какие требования установлены ФИПИ? Сочинение по литературе, критерии оценивания которого приведены выше, пишется по определенному алгоритму. Преподаватели литературы знакомят старшеклассников с методикой написания выпускного сочинения, чтобы ребята успешно справились с этим серьезным испытанием.

Шахматистом Давидом Бронштейном было придумано 18 способов проведения шахматной партии за 40 минут. Каково количество итоговых сочинений по литературе? Вопрос о том, как начать сочинение, актуален для всех старшеклассников. Проанализируем несколько вступлений, которые помогут выпускникам получить зачет за декабрьское сочинение.

Вступление

Оно должно быть небольшим по объему. Достаточно составить два-три предложения, которые помогут привлечь внимание рецензентов к творческой работе. Существует несколько видов вступлений:

  • лирическое;
  • сравнительное;
  • биографическое;
  • аналитическое;
  • историческое.

При выборе исторического вступления необходимо дать небольшую характеристику используемой эпохи. Такой вариант начала творческой работы обладает существенным недостатком: сочинение нельзя будет считать оригинальным.

Аналитический вид предполагает толкование того понятия, что вынесено в заголовок. Например, можно дать определение чести, рассуждая о гражданском долге и нравственности.

Биографическое вступление базируется на особенностях работы над произведением, фактах из жизни и деятельности ее автора.

официальные критерии оценки итогового сочинения

При выборе сравнительного начала для своей творческой работы, выпускник приводит несколько литературных произведений, схожих по тематике, дает их сравнительный анализ.

В лирическом вступлении можно использовать связь темы сочинения с собственным жизненным опытом. Е.И. Ильин предложил пользоваться следующими видами таких вступлений:

  • академическим, для этого нужно знать в совершенстве биографию писателя;
  • от своего лица, демонстрируя в творческой работе собственные суждения по предложенной проблематике;
  • цитатным, подразумевающим использование литературного произведения;
  • киношным, в котором придется выдержать всю творческую работу.

В книге В.Н. Мещерякова «Учимся начинать и заканчивать текст» предлагаются интересные виды вступлений для выпускного сочинения:

  • реальное и возможное;
  • приглашение к интересному диалогу;
  • сущее и должное;
  • свершившееся и ожидаемое.

Вступление необходимо для того, чтобы тема сочинения стала конкретным вопросом, ответ на который будет представлен в основной части. Он должен содержать некий конфликт, противоречие, направлять на серьезные размышления. На протяжении всего сочинения школьник должен проверять, найден ли им ответ.

К примеру, при написании сочинения по теме «Образ Чацкого в комедии "Горе от ума"» можно использовать такой вариант вступления.

«Одним из основных вопросов современного общественного сознания считаю следующую формулировку: "Умен либо глуп Чацкий?"» Выбран вопрос, внутри которого находится серьезный конфликт.

В основной части сочинения можно рассуждать о глупости, уме, привести цитату, дать ее подробный анализ. Заключение в творческой работе должно содержать ответ на вопрос, поставленный во вступлении.

Какое вступление можно считать неудачным? Если оно слишком затянуто, содержит изложение общей информации, которая не относится к его тематике.

Основная часть сочинения

Сложно дать конкретные рекомендации относительно содержания основной части экзаменационной работы по литературе.

критерии и нормы оценивания по литературе

По объему она должна составлять примерно ¾ всей работы. Ученик здесь излагает свои мысли так, чтобы показать ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения. Итак, в экзаменационной работе по литературе, которая является обязательной для всех одиннадцатиклассников, должно быть три компонента: вступление, основная часть, логическое заключение. Каждый абзац содержит одну тему, одну мысль.

Для связи их между собой необходимо применять следующие обороты:

  • «хочу сказать…»;
  • «теперь рассмотрим».

Неплохой связкой станет применение соединительных слов, противопоставлений, переходов.

Заключение

Для того чтобы получить аттестат о среднем образовании, нужно успешно пройти несколько испытаний. В их числе – итоговое сочинение по литературе. ФИПИ разработало определенные критерии, по которым проводится проверка итоговых сочинений старшеклассников. Для того чтобы их рассуждение было оценено положительно (зачтено), эксперты должны отметить не меньше двух обязательных критериев.

Этого достаточно для допуска к основной экзаменационной сессии, но мало для выпускников, планирующих после школы обучение в престижных высших учебных заведениях. Только при получении зачета по всем пяти критериям можно рассчитывать на дополнительные баллы.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.