Ю. Яковлев, "Багульник": краткое содержание

В приведенной ниже статье изложено краткое содержание "Багульника" Яковлева. Советский писатель, сценарист, журналист Юрий Яковлевич Яковлев всю свою жизнь посвятил созданию произведений для детей всех возрастов и очень гордился этим своим призванием. Им, в частности, был написан сценарий для знаменитого мультфильма про белого медвежонка Умку.

А рассказ, о котором мы хотим поведать, был опубликован в 1972 году.

Странный мальчик

Эта история увидена и рассказана одним из ее главных героев - молодой учительницей Евгенией Ивановной, которую за глаза все звали Женечкой. У нее в классе учился странный мальчик. Да и имя у него странное - Коста.

Мальчик, по мнению учительницы, вел себя безобразно.

Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, отвратительно морщил нос и открывал пасть - другого слова тут не подберешь. При этом он подвывал, что вообще не лезло ни в какие ворота. Потом энергично тряс головой - разгонял сон, и смотрел на доску, а через несколько минут снова зевал.

Для любого учителя это зевание и было бы особенно оскорбительным - разве захочет спать ученик на интересном уроке? То есть Евгении Ивановне казалось, что зевает Коста от скуки. И это ее раздражало.

У окна

Но, кроме того, мальчик был неразговорчив и причины своей сонливости не объяснял. А однажды ранней весной он принес пучок каких-то прутиков и поставил в воду, в стеклянную банку. Нашлись желающие подмести пол этим импровизированным веником, но Коста отнял и снова поставил в воду.

Вскоре веточки зацвели. За окном еще не весь стаял снег, а на подоконнике:

Прутики покрылись маленькими светло-лиловыми цветами, похожими на фиалки. Из набухших почек-узелков прорезались листья светло-зеленые, ложечкой.

Оказалось, что это был багульник. Он испускал аромат - тонкий и таинственный. Коста ненадолго стал в классе волшебником.

И Женечка стала присматриваться к мальчику. Странно, но едва успевал прозвенеть звонок с последнего урока, как Коста вскакивал с места и первым покидал класс. Хватал пальто в гардеробе и на ходу, ловя руками рукава, бежал из школы. Куда ж он так спешил?

Упомянем в кратком содержании "Багульника" Яковлева, что одноклассники болтали про Косту разное. Одни говорили, что видели, как он гулял с рыжим сеттером. Другие утверждали, что у него мощный боксер тигрового окраса. Третьи видели черно-коричневую малявку на кривых ногах - таксу. Получается, что у Косты было три собаки.

А его родители ни о каких псах и слыхом не слыхивали. Вернувшись с работы, они заставали сына за столом, бубнящего глаголы или решающего задачи. Им и в голову не могло прийти, что он сам вернулся только что и едва успел отчистить брюки от собачьей шерсти.

Женечкина погоня

Как развивались события, важно и для краткого содержания "Багульника" Яковлева. Куда срывался Коста? Куда так торопился? Этот вопрос тревожил молодую учительницу. И однажды она не выдержала и проследила за ним. Шла на расстоянии, стараясь не стучать каблучками.

Коста заскочил домой на пять минут лишь для того, чтобы бросить портфель и наскоро проглотить часть холодного обеда. Оставшееся он взял с собой. А потом выбежал из дома и нырнул в соседний переулок. Вошел в подъезд дома и позвонил в дверь. Женечка слышала, как лаяла и скреблась с той стороны собака, пока дверь не открыли.

Артюша

Веселый огненно-рыжий сеттер и Коста выбежали во двор, едва не сбив с ног учительницу. Впрочем, они даже не обратили на нее внимание. Пес был счастлив:

Он кружился по двору, припадал на передние лапы, а задние подбрасывал, как козленок, словно хотел сбить пламя. При этом лаял, подскакивал и все норовил лизнуть Косту в щеку или в нос. Так они бегали, догоняя друг друга. А потом нехотя шли домой.

А хозяином Артюши, упомянем об этом в кратком содержании "Багульника" Яковлева, оказался человек с одной ногой и костылем. Вернувшись, Коста сказал ему "до завтра" и ушел.

Ирландский сеттер

Атилла

До следующего дома они - мальчик и Женечка следом, прошагали квартала три. На балконе двухэтажного дома стоял боксер тигрового окраса и ждал Косту. Мальчик подтащил от сарая к балкону лестницу, и по ней Атилла (так звали собаку) спустился на землю.

Немецкий боксер

Коста вынул из карманов остатки обеда, завернутые в газету, покормил пса. А тот был голоден,

Он ел жадно, но при этом посматривал на Косту, и в его глазах накопилось столько невысказанных чувств, что казалось, он сейчас заговорит.

Женечка слышала, как вслед им дворничиха произнесла с неодобрением о хозяевах пса:

- Выставили собаку на балкон и уехали. А она хоть помирай с голоду!

Лапоть

В одном из соседних домов жил парнишка. Он болел и был прикован к постели. Это у него обитала та самая такса - третья собака, с которой дружил и гулял Коста. Женя услышала, как больной мальчик сказал, что его мать собирается продать собаку, потому что некому гулять с ней по утрам. Подумав, Коста обещал забегать утром, но очень рано, до школы.

А потом они пошли с таксой по имени Лапоть гулять. А Женечка незаметно последовала за ними.

Отгуляв и с этим псом, Коста двинулся к морю. Женечка с трудом поспевала за ним: идти было трудно - перешагивая корявые сосновые корни, она сломала каблук.

Собака породы такса

Сенбернар у моря

На песчаных берегах сушились сети, лежали перевернутые лодки. Здесь, вглядываясь в морскую даль, словно ждала кого-то, стояла собака. У нее была большая голова, печальные глаза, тяжелые лапы и царственная львиная походка.

Коста уговаривал ее поесть - предлагал остатки обеда, принесенные из дома. Собака равнодушно жевала. Она понимала: ей надо выжить, чтобы дождаться хозяина. Потом она немного погуляла с мальчиком, и снова, усевшись у перевернутой лодки, принялась ждать. А Коста говорил ей:

- Ты хороший... Ты верный... Пойдем со мной. Он никогда не вернется. Он погиб. Честное пионерское... Нельзя же жить одной на берегу моря. Когда-нибудь надо уйти.

Заметив учительницу, мальчик не удивился. Он объяснил:

- Собаки всегда ждут. Даже погибших... Им надо помогать.

И они вместе - учительница и мальчик, вернулись в город. Коста очень торопился. Ему надо было вернуться домой до прихода родителей и привести себя в порядок. И как ни в чем не бывало сесть за уроки. Дальше ему предстояло чтение глав из учебников и приготовление домашних заданий. Сидеть приходилось допоздна. Все бы ничего, но на другой день очень хотелось спать.

Коста торопился, но он помог Женечке с ее сломанным каблуком, прибив его - так, как умел.

А на другой день, не выдержав, Коста все-таки заснул на последнем уроке. Кто-то засмеялся. Но учительница строго сказала:

- Вы знаете, почему он уснул? ... Я вам расскажу... Он гуляет с чужими собаками. Кормит их. Собаки всегда ждут. Даже погибших... Им надо помогать.

А когда прозвенел звонок, она разбудила его, и, мальчик, верный своему обещанию, тут же побежал к своим четвероногим друзьям.

Вот так заканчивается эта история. Мы привели краткое содержание рассказа "Багульник" Юрия Яковлева.

Главные герои

Кто такая Женечка? Это Евгения Ивановна - молодая учительница в классе, где учится Коста. Благодаря ее любопытству мы и узнаем историю Косты. Вот ее портрет:

Маленькая, худая, слегка косящая, волосы - конским хвостиком, воротник - хомутиком, каблуки с подковками. На улице ее никто не принял бы за учительницу. Вот побежала через дорогу. Застучали подковки. Хвостик развевается на ветру. Остановись, лошадка! Не слышит, бежит... И долго еще не затихает стук подковок...

Судя по сюжету, она любопытна, неугомонна. Добросовестна, неравнодушна и упряма. Поскольку не только обижается на то, что мальчик спит на уроках, но и решает проследить за ним. И проходит весь ежедневный маршрут Косты до конца. Женечка умеет сочувствовать:

Ей захотелось заговорить с Костой. Расспросить его о собаках, которых он кормил, выгуливал, поддерживал в них веру в человека. Но она молча шла по следам своего ученика, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. Теперь он менялся в ее глазах, как веточка багульника.

А вот про внешность мальчика автор нам ничего не сообщает. Это неважно. Так непрезентабельные, невидные, никчемные, казалось бы, прутики, которые вдруг зацвели, стали волшебными, преобразились. Вот таким стал и Коста. И уже неважно, каким он был. Перестало иметь значение, что он с трудом переползал с тройки на тройку, засыпал на уроках и был молчальником. Главное - он умел дружить.

Мальчик читает

Вот все, что можно поведать в кратком содержании о главных героях "Багульника" Яковлева.

Идея произведения такова: не зависит от формы носа и разреза глаз человеческая доброта, милосердие и верность. И раскрывается она порой неожиданно - так же, как красота зацветающего багульника.

Кроме того, мальчик помогал не столько собакам, сколько людям, их хозяевам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Это был краткий пересказ "Багульника" Юрия Яковлева.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
да, это конец
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.