Астрономия: интересные факты о космосе и планетах

Интересные факты астрономии привлекают к себе большое количество читателей. Загадки космоса волнуют воображение людей уже очень давно. Есть ли жизнь на других планетах, как добраться до соседних галактических систем и что там все-таки находится - высоко в небе? Эти и многие другие вопросы до сих пор остаются без ответа. В этой статье мы рассмотрим только достоверно известные факты о космосе.

Луна всегда повернута к Земле одной стороной

Этот факт уже давно нашел научное объяснение. Заключается оно в том, что период вращения Луны вокруг Земли равен 27,3 суток. Период вращения Луны вокруг оси равен периоду ее обращения вокруг Земли - 27,3 суток. Благодаря этому мы видим только одно полушарие Луны, которое называют видимым. То полушарие, которое мы не видим, называют обратной стороной луны.

Луна отдаляется от Земли

Еще один интересный факт астрономии. На протяжении последних 25 лет ученые проводили измерения, которые указывают на то, что орбита Луны растет, и она удаляется от Земли. Исследования указывают на то, что отдаление происходит на 4 сантиметра в год.

При этом ученые предполагают, что через несколько миллиардов лет солнце вступит в особую фазу, которая называется "красный гигант". В этот период, под действием увеличившейся атмосферы Солнца, Луна и Земля снова сблизятся. Но во время этого сближения Луну может разорвать на куски, из которых вокруг Земли образуется кольцо, подобное кольцу Сатурна.

Пыль

Исследования показали, что поверхности Земли ежегодно достигают тонны межпланетной пыли. Большое количество астероидов, летающих вокруг Солнца, находятся между Марсом и Юпитером. При столкновении они рассыпаются на фрагменты, которые втягиваются внутрь Солнечной системы. Пролетая на огромной скорости мимо Земли, пыль и камни врезаются в атмосферу и сгорают. Именно это мы видим, когда нам кажется, что с неба падает звезда. Те осколки, которые движутся медленно, имеют возможность уцелеть благодаря гравитационной силе нашей планеты.

Олимп на Марсе

Марс, вулкан "Олимп"

Самой высокой горой в Солнечной системе считается потухший вулкан Марса под названием Олимп. Его высота достигает 27 километров, что в 3 раза выше Эвереста. В диаметре Олимп занимает 540 километров, на такой территории может поместиться почти вся Франция.

Гора на Марсе настолько велика, что, несмотря на то, где вы находитесь, вы не увидите ее конца. Олимп формировался много миллионов лет, на протяжении которых в месте его образования была низкая тектоническая активность. И вполне возможно, что вулкан до сих пор находится в действии.

Вблизи Олимпа есть еще несколько огромных вулканов: Арсиа, Павонис и Аскерус. Каждый из них может обладать званием "великан".

Венера

планета Венера

Наша ближайшая космическая соседка имеет серьезный облачный покров. Раньше ученые считали, что на планете много влажных мест и растительности. Но после исследований выяснилось, что там нет растений, потому что на планете царит невыносимая жара, достигающая 480° Цельсия. А основу рельефа планеты составляют скалы. И что самое интересное, здесь бывают настоящие кислотные дожди.

На Венере облачный покров состоит из серной кислоты, а не из воды. Но кислота не успевает долететь до поверхности, при той температуре, которая царит на планете, она практически сразу испаряется.

Гравитация распределяется по поверхности Земли неравномерно

Об этом интересном факте астрономии ученые узнали, когда обратили внимание на то, что человек в определенных местах может чувствовать себя тяжелее, чем в других. Меньшее действие гравитационной силы можно наблюдать возле побережья Индии, а повышенное действие - в южной стороне Тихого океана. Почему так происходит, пока неизвестно. В марте 2002 года ученые запустили спутник GRACE, который проводит постоянное измерение гравитационного поля Земли. Возможно, в скором времени будут новые открытия в этой области.

Земля замедляется

планета Земля

Еще один интересный факт астрономии. На нашу планету постоянно происходит воздействие других планет, Луны и Солнца. Это сказывается на скорости обращения Земли вокруг своей оси. В разные периоды времени она различается. Например, в настоящее время земной день уменьшился на сотые доли секунды. Это говорит о том, что угловая скорость Земли повысилась. Причины, вызвавшие такое явление, пока не установлены. Замедление планеты происходит в январе и феврале.

Электрический заряд Земли

Уже давно доказано, что Земля имеет отрицательный заряд. Во время хорошей погоды электричество течет между нашей планетой и воздухом таким образом, что заряд должен бы рассеяться. Получается, что электричество, покидающее Землю, должно как-то восстанавливаться, ведь в противном случае оно бы закончилось.

К ученым пришла мысль о том, что восстанавливают ток грозовые заряды. Несколько лет назад было проведено исследование: при помощи самолетов ВВС было измерено электричество в воздухе выше грозовых фронтов. Приборы зафиксировали ток, который двигался в отличную сторону от направления тока в ясную погоду. После подсчетов ученые пришли к выводу, что все грозы, происходящие одновременно, вырабатывают ток величиной 1500 А. Этого вполне достаточно для сохранения заряда Земли.

Интересные факты о космосе для детей

интересное о космосе

1. Откуда взялась Вселенная? Ученые предполагают, что около 14 миллиардов лет назад произошел Большой взрыв. Именно в этот момент появились звезды и планеты. Ученые сегодня не могут дать ответ на вопрос о том, почему это произошло.

2. Солнечная система. В ней находится 8 планет, которые обращаются вокруг Солнца, а сила притяжения позволяет им оставаться на своем месте. Четыре первые планеты состоят из горных пород, по ним можно передвигаться, четыре дальние планеты имеют газовую структуру, то есть, наступив на них, можно провалиться. Газовые гиганты намного больше Земли и находятся очень далеко друг от друга.

солнечная система

3. Первое приземление на Луну. Считается, что 21 июля 1969 года американские космонавты первыми из людей прогулялись по Луне. На них были специальные скафандры и оборудование, что позволило им это сделать. На Земле все это очень тяжело носить, а на Луне тяжести почти не чувствовалось.

4. Млечный путь. Все звезды, которые видны с нашей планеты, входят в состав крупных групп, по-другому их называют галактиками. Млечный путь - это наша галактика, по форме напоминающая фейерверк-вертушку. В ней находится очень много звезд. Она так же, как и планеты, постоянно вращается, правда, очень медленно. Чтобы увидеть ее на ночном небе, нужно выехать в открытое пространство и посмотреть в небо, там будет видна молочная полоса света.

млечный путь

5. Еще один интересный факт для детей о космосе: Солнце и Земля. Каждый день можно наблюдать, как Солнце проходит по небу. Но это не так. Солнце на самом деле стоит на месте, а Земля крутится вокруг него и вокруг своей оси одновременно. За одни сутки наша планета совершает полный оборот вокруг себя и показывает Солнцу все свои стороны. Вот почему Солнце то восходит, то заходит.