Поток сознания в литературе: определение термина, примеры и особенности

Поток сознания представляет собой один из литературных приемов, который изображает человеческие переживания «изнутри», прямо как единый и многогранный процесс. Намеренное использование данного приема было продемонстрировано в романах Л. Стерна, Сенанкура, повестях Шатобриана, поэме «Мцыри» Лермонтова.

метод потока сознания

Особенности метода

Поток сознания в литературе является приемом преимущественно эпохи модернизма и постмодернизма. Он включает в себя описание душевной жизни героев, их переживаний, ассоциаций. Данный метод претендует на непосредственное воспроизведение внутреннего мира героя. Поток сознания позволяет создать впечатление, что читатель «подслушивает» мысли персонажей, что позволяет ему проникнуть в их интимные переживания.

Данный прием включает в себя также и представление тех особенностей, которые нельзя выразить одними лишь вербальными способами. Достигается подобный эффект посредством двух способов - повествования и цитирования. При этом переживания и ассоциации перебивают друг друга подобно тому, как это обычно происходит во снах.

поток сознания литературного героя

Повествовательный метод, как правило, состоит из различных предложений, которые последовательно знакомят читателя с эмоционально-психологическими особенностями того или иного героя произведения. Внутренний монолог же, как правило, представляет собой прямое цитирование речи персонажа. При этом оно не обязательно берется в кавычки. Полное понимание потока сознания героя возможно только при достижении состояния, когда текст читается «между строк».

Преобразование приема в творчестве Стендаля

Наиболее широко начал использоваться прием потока сознания в литературе Стендалем, одним из величайших реалистов XIX столетия. Он видоизменил и усложнил главные функции изображения психической деятельности персонажа. Если раньше это было романтическая душевная «исповедь», то в своих произведениях Стендаль заменил ее «внутренним монологом», возвышенным рассказом от первого лица. Поток сознания персонажа, таким образом, повышает художественную эффективность произведения. Превратившись во внутренний монолог, данный прием позволяет в более раскованной форме показывать внутренний мир героя.

Метод в творчестве Толстого

Вслед за Стендалем продолжил использование приема потока сознания в литературе и Л. Н. Толстой. Он умел с поразительным мастерством одновременно описывать «диалектику души» своих персонажей и актуальные политические события. Толстой владел на высочайшем уровне практически всеми формами «внутренней речи» персонажа – монологом, несобственно-прямой речью.

Примером потока сознания в литературе может быть состояние Анны Карениной перед совершением самоубийства. Толстой передает бешеный калейдоскоп возникающих в ее уме образов. Каждый из них служит для появления новых, глубоко личностных ассоциаций.

Лев Толстой

Где прием использовался впервые?

Но каковы философские и литературные истоки потока сознания? Наиболее древним произведением, в котором использовалась данная техника, были «Метаморфозы» Овидия. А также одной из наиболее ранних попыток использовать данный прием служит то внезапно прерывающийся, то повторяющийся «внутренний монолог» Анны Карениной. Присутствуют элементы данного метода и в работах Ф. Достоевского, В. Ларбо.

В особенности широкую популярность данный прием получил и в более поздней литературе. Поток сознания в литературе XX века отображается в произведениях В. Вульф, М. Пруста, Г. Стайна. Прием стал популярным и в кинематографе. Наиболее характерными его представителями, использовавшими данный прием, были И. Бергман, Ф. Феллини. Широко стала использоваться данная техника и в психологии, философии.

Поток сознания в литературе модернизма, представленный уже упомянутыми В. Вульф, М. Прустом, а также Д. Джойсом, используется в качестве основного инструмента повествования. Заключается данный прием в том, чтобы показать человека с его внутреннего ракурса, как бы изолированным от социальной части бытия. При этом точно фиксируются мысли, чувства, неосознанные порывы. Кратко поток сознания в литературе можно описать так: он позволяет описать психический процесс в виде «потока», «реки».

Прием в творчестве Пруста

К примеру, М. Пруст выстраивает многотомную серию романов под названием «В поисках утраченного времени». В нем освещается бесконечное течение потока воспоминаний основного действующего лица о прожитой жизни. Данное повествование не подчиняется общепринятым законам логики. Оно представлено в виде цепочки сугубо личных ассоциаций героя, вызываемых совершенно разными внешними событиями.

Марсель Пруст

Например, герой произведения только в тот момент смог вспомнить свое прошлое достаточно детально, когда совершенно неожиданно за чашкой чая почувствовал вкус печенья, которое он любил в детстве. Вкус печенья «Мадлен» - это толчок, который вызвал целый ряд ассоциаций. И данное представление позволяет герою мысленно еще раз пережить реальную жизнь, ту, что осталась позади. Пруст как один из авторов потока сознания в литературе показывает данную ассоциацию как нечто даже более возвышенное, нежели сама жизнь.

Мнение В. Набокова

Метод потока сознания является одним из лучших способов передать психологизм произведения. Однако Владимир Набоков отмечает, что все же он неидеален. Писатель в качестве аргументов приводит следующие соображения. Во-первых, данный метод не является более реалистичным, чем остальные. Также он и не является более «научным». По его мнению, поток сознания является не более чем стилистической условностью. Человек думает не только словами, но и образами. Но переход от слов к воображаемым образам фиксируется словами только в том случае, если в тексте отсутствует описания. Во-вторых, отмечает Набоков, некоторые мысли человека внезапно приходят и точно так же исчезают. При этом как бы «оседают» в сознании. Недостаток воспроизведения мыслей в письменной форме заключается в смазывании времени и чересчур большой роли, которая отводится печатному знаку, подчеркивает писатель.

В произведениях Дж. Джойса

Значительно повлиял на развитие данной техники и Дж. Джойс. Он расширил имеющиеся возможности и добавил новые элементы. Среди них стоит отметить монологи персонажа в прямой и непрямой форме. Джойс сумел еще больше углубить передачу потока сознания в произведении. При этом раскрывается доречевой уровень сознания действующего лица. Новизной писательского стиля Джойса стало описание различных состояний сознания героя: засыпания, грез, опьянения. Джойс использовал особую пунктуацию, когда текст наполняется междометиями, восклицательными знаками, односложными словами. В некоторых случаях писатель намеренно нарушал законы грамматики. Изображая в своих произведениях переживания персонажа, Джойс использовал аллитерации, незавершенные фразы и предложения. Также писатель передает всевозможные чувственные восприятия – акустические, тактильные, вкусовые и другие.

Джеймс Джойс

Новизна в применении метода Джойсом

Новаторством в произведениях Джойса было также и специфическое изображение движения бессознательного героя. Одним из наиболее характерных примеров является монолог Молли Блум, который можно прочесть в последнем эпизоде «Улисса»: поток сознания здесь передается как поток каждодневной жизни внутреннего мира обычной женщины.

Но в отличие от нескончаемого потока воспоминаний персонажа Пруста, здесь смешиваются реальный и воображаемый миры. Фантазии Молли тесно переплетаются с размышлениями о самых обыденных вещах и событиях. Чтобы адекватно изобразить движение мысли персонажа, Джойс используется особую пунктуацию, воспроизводит непоследовательное движение психологического мира героини. Одна мысль по закону ассоциации сменяет другую.

В творчестве Фолкнера

Одной из особенностей потока сознания у Фолкнера в его произведении «Шум и ярость» является воспроизведение сознания умственно отсталого персонажа. Монолог строится с учетом особенностей состояния его психики. В некоторых случаях поток мыслей лишен логики, в нем не просматриваются причинно-следственные связи. В данном произведении Фолкнер представляет еще два потока сознания других действующих лиц. Но они обозначены деструктивным изображением реальности. Погружение в их бессознательное представляет собой способ показать неочевидные мотивы, психологические комплексы и травмы. Таким образом, данный прием у Фолкнера отражает трагизм существования главных действующих лиц.

Уильям Фолкнер

В художественном отношении это появляется посредством особого изображения времени: это его неизбежная последовательность от прошлого к будущему, необратимость совершенных действий. Как справедливо отмечает Р. Хамфри, одной из основных характеристик потока сознания в творчестве Фолкнера являются «попытки сознания изолировать героя от разрушающейся реальности». Персонажи оказываются не в состоянии пережить случившиеся трагические события и каким-либо образом их переосмыслить.

Поток сознания в произведениях Миллера

Представлен метод потока сознания в зарубежной литературе и в творчестве Г. Миллера. Он является представителем эпохи постмодернизма. Миллер не отрицает влияние Пруста и Джойса на свои тексты. Но при этом он критикует мировоззренческую систему данных авторов.

Поток сознания у Г. Миллера демонстрирует зарождение основных качеств постмодернистской чувствительности. По мнению некоторых исследователей, Миллер является предшественником постмодернизма в литературе. Основные особенности его произведений – это тотальная ирония, обращение к мировоззрению буддизма и дзэн-буддизма.

Произведения Миллера являются во многом автобиографическими, поэтому писатель передает поток внутреннего мира одного действующего лица. Но при этом он использует разные ракурсы и стилистические характеристики, что позволяет отобразить различные состояния героя. Например, воспоминания героя нередко сопровождаются жаргонизмами, а иногда и нецензурными словами.

внутренний мир персонажей

Поток сознания является одним из важнейших методов построения текста писателей модернистской эпохи. Его целью является создание иллюзии реальности, погружения читателя в атмосферу произведения, подобно тому, как это происходит при рассматривании полотен художников-импрессионистов.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.