Загадочные Тритон и Нереида - спутники планеты Нептун

Нептун - одна из дальних и не очень изученных планет нашей Солнечной системы. Если рассматривать положения небесных тел от Солнца, Нептун будет восьмой - предпоследней планетой. Долгое время, до запуска аппарата «Вояджер 2», изучать этот космический объект было проблематично не только из-за его удаленности, но и из-за наличия кольцевой системы, частично меняющей его очертания. Из статьи станет понятно, у какой планеты спутники Тритон и Нереида, каковы их особенности и как они были открыты.

Астрономы разделяют многочисленные спутники Нептуна на внутренние и внешние. Внутренние спутники - небольшие небесные тела, удерживаемые гравитацией недалеко от планеты и проходящие по круговому орбитальному пути. Внешние располагаются на удалении от Нептуна, обладают довольно большой массой и проходят по необычным орбитам.

Южная сторона Тритона

Открытие спутников Нептуна

На сегодняшний день известно 14 спутников Нептуна, вращающихся на его орбите. Основная их часть была открыта совсем недавно, когда путь космического аппарата «Вояджер 2» проходил близко от далекой планеты, что позволило сделать подробные снимки. До этого были известны только два спутника - Нереида и найденный первым Тритон.

Честь открытия самого крупного спутника Нептуна, Тритона, принадлежит английскому астроному Вильяму Ласселю. Это произошло в 1846 году, всего через 17 суток после того, как два известных немецких астронома сообщили об открытии самой планеты Нептун.

Долгое время Тритон не имел собственного названия - его обозначали на астрономических картах как спутник Нептуна. И только после того, как был открыт еще один спутник - Нереида, получил свое официальное название и Тритон.

Открытие Нереиды произошло в 1949 году - больше, чем через сто лет после того, как на небе были найдены сама планета и ее первый спутник. Совершил это открытие американский астроном Джеральд Койпер. Вызывает удивление то, что это открытие он совершил, используя наземный телескоп.

Загадочный Тритон

Визит аппарата «Вояджер 2» к Нептуну подтвердил теоретические расчеты астрономов о том, что Тритон является самым крупным спутником этой далекой планеты. Его диаметр составляет 2706 км, что не намного меньше диаметра Луны. А масса Тритона всего лишь в 3,5 раза меньше спутника нашей планеты.

Поверхность Тритона

Его поверхность полностью покрыта льдами, состоящими из замерзших газов (метана и азота), поэтому от нее хорошо отражается свет Солнца и его можно увидеть через телескоп.

Вращение Тритона происходит по необычной орбите: он движется в направлении, противоположном движению своей планеты, то есть движется он по часовой стрелке, а не против нее. Такое движение получило название ретроградного. Еще необычно то, что орбита Тритона представляет собой почти правильную окружность и довольно сильно наклонена к экватору.

Исходя из необычных характеристик Тритона, астрономы допускают, что это не совсем спутник планеты. Скорее, он был самостоятельным небесным телом, которое было захвачено превосходящей гравитацией Нептуна.

Далекий спутник Нереида

Диаметр этого небесного тела - примерно 340 км. Его считают третьим по величине спутником Нептуна, после Тритона и Протея. Один ее оборот вокруг планеты длится почти земной год - 360 дней. Возможно, это обусловлено тем, что ее орбита сильно вытянута: она то приближается к Нептуну на расстояние 1,4 миллиона километров, то удаляется на 9,66 миллиона километров. Нереида, в отличие от Тритона, имеет неправильную форму.

Спутник Нептуна - Нереида

Для уже изученных спутников планет в Солнечной системе нетипична такая необычная вытянутая орбита. Это натолкнуло астрономов на мысль, что Нереида раньше была астероидом, возможно, из пояса Койпера, который попал в поле гравитации Нептуна и остался на его орбите.

До сих пор у ученых нет детальных фото спутника Нептуна Нереиды. В 1989 году мимо Нептуна проходил аппарат « Вояджер 2», который сделал и отправил на Землю множество снимков самой планеты и ее спутников. Однако в это время Нереида находилась на очень большом расстоянии и аппарат не смог сделать подробные снимки ее поверхности. Поэтому это небесное тело до сих пор является самым малоизученным из многочисленных спутников Нептуна.

Интересные факты, известные астрономам

Ученые подсчитали, что масса Тритона составляет больше 90 % общей массы всех спутников Нептуна. Все остальные многочисленные спутники этой планеты, включая Нереиду, существенно меньше.

Время года на Тритоне длится примерно сорок земных лет.

Ледяные Гейзеры Тритона

Благодаря многолетним наблюдениям, астрономы уверены, что строение Тритона напоминает планетарное: у него есть каменное ядро диаметром примерно 2000 километров, которое покрыто смесью льда и обломков горных пород.

Этот спутник считается одним из самых холодных космических тел в нашей галактике - при средней температуре -235 градусов Цельсия на его поверхности замерзает даже азот. При этом на его поверхности часто возникают действующие гейзеры из азота, высота которых может достигать десяти метров. Благодаря этому явлению Тритон обладает собственной атмосферой, состоящей из метана и азота. Как было зафиксировано «Вояджером 2», над поверхностью спутника бывают даже скопления облаков, состоящих из этих газов.

Долгое время астрономы считали спутник Нереиду самым удаленным, но, в свете последних открытий, это мнение изменилось.

Пока большая часть данных известна ученым благодаря визиту аппарата «Вояджер 2». Однако существует проект запуска следующего исследовательского судна, планируемый на 2030 год.