Основатель Facebook Марк Цукерберг: взлеты и падения

Facebook вошел в нашу жизнь стремительно и бесповоротно. Соцсеть объединила миллиарды людей. Но создатель Facebook Марк Цукерберг не всегда принимал верные решения. Давайте проследим его взлеты и падения, чтобы понять, как развивалась крупнейшая соцсеть мира.

1. Студенческая затея Цукерберга

Идея Facebook пришла Цукербергу еще в юности, когда он учился в частной школе Phillips Exeter Academy в Эксетере, штат Нью-Гэмпшир. В школе ежегодно публиковался справочник с именами, адресами и фотографиями учеников, так называемая «книга лиц» (англ. Facebook). И когда Цукерберг поступил в Гарвардский университет, он выступил с инициативой создания аналогичного сетевого ресурса для студентов, но администрация отказала ему.

Тогда 28 октября 2003 года 19-летний Марк Цукерберг, будучи студентом-второкурсником, написал код для сайта Facemash. Этот сайт использовал фотографии студентов, которые Цукерберг скопировал из закрытых разделов компьютерной сети Гарвардского университета. Facemash позволял пользователям голосовать и выбирать, кто из двух студентов на фото выглядит привлекательнее. За первые два часа сайт привлек 450 посетителей и 22 000 просмотров фотографий. Однако вскоре Facemash был закрыт администрацией Гарварда, а Цукерберга обвинили в нарушении безопасности, авторских прав и неприкосновенности частной жизни.

Несмотря на скандал, Цукерберг продолжил работу над изначальным проектом сетевого ресурса для студентов. 4 февраля 2004 года он запустил Thefacebook.com. Уже через шесть дней трое студентов Гарварда - братья Камерон и Тайлер Уинклвоссы и Дивья Нарендра - обвинили Цукерберга в обмане. По их словам, Марк пообещал помочь им с созданием социальной сети HarvardConnection.com, но вместо этого использовал их идеи для своего проекта Thefacebook.

2. Быстрый рост популярности

Несмотря на обвинения в плагиате, Thefacebook стремительно набирал популярность среди студентов. Уже через месяц после запуска в социальной сети было зарегистрировано более половины всех студентов Гарвардского университета.

Вскоре к Цукербергу присоединились его однокурсники Эдуардо Саверин, Дастин Московиц, Крис Хьюз и другие, чтобы помочь в развитии проекта. Уже в марте 2004 года Thefacebook расширил аудиторию, открыв доступ студентам Стэнфорда, Колумбийского университета и Йеля. Позже социальная сеть стала доступна и в других университетах Лиги плюща, а затем практически во всех колледжах и университетах США.

Летом 2004 года Facebook переехал из Бостона в Пало-Альто в Калифорнии. Перед этим Цукерберг познакомился с предпринимателем Шоном Паркером, который вскоре стал президентом компании Facebook Inc, зарегистрированной в середине 2004 года.

В том же году Facebook получил свои первые инвестиции от основателя PayPal Питера Тиля. Благодаря Шону Паркеру, компания смогла привлечь еще больше инвесторов, включая Рида Хоффмана, и Цукерберг сохранил контрольный пакет акций.

Молодой Марк Цукерберг работает ночью

3. Продолжение развития соцсети

В 2005 году название сайта сократилось до просто Facebook, а за $200 000 был приобретен домен facebook.com. К этому моменту социальная сеть уже была очень популярна среди молодежи, но по-прежнему оставалась закрытой.

Лишь 26 сентября 2006 года Facebook открыл доступ для всех пользователей старше 13 лет, у которых есть адрес электронной почты. Это позволило привлечь миллионы новых участников за пределами университетов.

В октябре 2007 года корпорация Microsoft приобрела 1,6% акций Facebook за $240 млн, что оценило всю компанию примерно в $15 млрд. При этом Microsoft получила права на размещение международной рекламы в социальной сети.

В 2008 году Facebook открыл свою международную штаб-квартиру в Дублине, Ирландия. А уже в 2009 году компания впервые начала приносить прибыль, в том числе благодаря продаже рекламы.

К 2010 году, по оценкам аналитиков, стоимость Facebook достигла $41 млрд. Это сделало ее третьей по величине интернет-компанией в США после Google и Amazon.

4. Новые функции и рекорды

Популярность Facebook неуклонно росла. В марте 2010 года соцсеть впервые обогнала Google по числу уникальных посетителей. А в июне 2009 года у пользователей появилась долгожданная возможность самим выбирать адрес своей страницы вида facebook.com/username.

В сентябре 2010 года было подписано соглашение с сервисом интернет-телефонии Skype о размещении его функциональности в Facebook. А в октябре 2010 запущен новый интерфейс групп, позволяющий удобнее общаться ограниченному кругу людей.

В ноябре 2010 года Цукерберг анонсировал запуск собственной электронной почты на базе Facebook. А уже в 2011 году началось тестирование видеочатов на платформе Skype.

Одним из важнейших рубежей стало 24 августа 2015 года, когда число активных пользователей Facebook впервые превысило 1 млрд человек. Для сравнения, население всей Земли составляло в то время 7,3 млрд человек.

5. Сомнительные эксперименты над пользователями

В 2012 году Facebook провел спорный психологический эксперимент над пользователями. В течение недели социальная сеть искусственно манипулировала лентой новостей для 689 003 участников, убирая посты с позитивным или негативным контентом.

Как выяснилось, такие изменения в ленте значительно влияли на эмоциональное состояние подписчиков. Эксперимент подвергся резкой критике со стороны общественности, которая обвинила Facebook в манипулировании пользователями.

Также неоднозначную реакцию в обществе вызвала функция автоматического подбора новостей в ленте пользователя. Многие критиковали алгоритмы Facebook за пристрастность и намеренное продвижение определенных точек зрения.

После скандала, связанного с обвинениями в предвзятости, компания уволила редакторов, занимавшихся отбором новостей, и заверила общественность, что теперь этот процесс полностью автоматизирован.

6. Утечки данных пользователей

Одной из наиболее серьезных проблем Facebook стали многочисленные утечки персональных данных пользователей. В 2013 году общественности стало известно, что компания регулярно передает правительствам разных стран информацию об участниках по запросу.

В 2018 году произошла крупнейшая в истории компании утечка данных. Из-за уязвимости в системе безопасности злоумышленники получили доступ к личной информации о 50 миллионах пользователей.

Эти инциденты создали риск колоссальных штрафов для Facebook со стороны регулирующих органов за нарушение конфиденциальности персональных данных.

Также подверглась критике практика хранения паролей пользователей в открытом виде без шифрования, которая была выявлена в 2019 году.

Отдельный скандал разразился в 2018 году, когда выяснилось, что Facebook передал данные десятков миллионов участников компании Cambridge Analytica без их согласия. Эта информация была использована для политической рекламы во время выборов в США.

7. Обвинения в цензуре и блокировках

Нередко Facebook подвергался обвинениям в цензуре и необоснованных блокировках пользователей. К примеру, в 2015 году аккаунт писателя Эдуарда Багирова был заблокирован на неделю за использование в посте словосочетания "несчастные хохлы".

В России социальная сеть неоднократно привлекалась к административной ответственности и штрафам со стороны Роскомнадзора. Причиной стал отказ Facebook локализовать персональные данные российских пользователей на территории страны, что требуется по закону.

Власти Китая, Ирана и ряда других стран полностью или частично блокировали доступ граждан к Facebook по политическим мотивам. А в марте 2022 года после начала войны в Украине доступ к соцсети был закрыт и в России.

Парадоксально, но сам Facebook тоже временно ослабил свои правила модерации и разрешил некоторые призывы к насилию в отношении российских военных.

8. Негативное влияние на психическое здоровье

Ряд исследований указывает на негативное влияние Facebook на психическое здоровье. У многих пользователей, которые постоянно сравнивают свою жизнь с другими в соцсети, развивается так называемая «зависть в Facebook».

Это может проявляться в хронической депрессии, ощущении одиночества, заниженной самооценке и даже суицидальных мыслях. Порой люди публикуют в Facebook предсмертные записки.

Однако компания практически не оказывает психологической поддержки подобным пользователям и ограничивается только блокировкой опасного контента.

Кроме того, Facebook критиковали за то, что его система таргетированной рекламы может усиливать комплексы и стереотипы, особенно среди подростков.

9. Нарушения авторских прав пользователей

Согласно пользовательскому соглашению, Facebook оставляет за собой права на контент, размещенный в соцсети, даже после удаления страницы пользователя.

Это идет вразрез с нормами международного авторского права. Раньше данные удаленных аккаунтов годами хранились на серверах компании вопреки желанию пользователей.

Многие жаловались, что не могут полностью удалить свои фотографии и другую личную информацию из Facebook даже после закрытия страницы.

Лишь после громких скандалов в 2009 году соцсеть добавила функцию деактивации профиля. Но по-прежнему сохраняет некоторые данные.

10. Недостатки поддержки пользователей

Одной из проблем Facebook долгое время оставалось почти полное отсутствие технической поддержки пользователей. Обращения участников зачастую остаются без ответа месяцами.

При блокировке аккаунта пользователь не получает никаких предупреждений или объяснений этого решения. Кроме того, интерфейс многих функций не слишком понятен рядовым участникам.

Недостаточно эффективная борьба Facebook со спамом и фейковыми аккаунтами также вызывала нарекания со стороны пользователей.

11. Попытки исправить положение

После масштабных скандалов и волны общественного недовольства руководство Facebook предприняло ряд мер по исправлению ситуации.

Были ужесточены меры проверки конфиденциальности данных, внедрено шифрование переписки и другие инструменты защиты пользователей.

Также компания пообещала повысить прозрачность работы алгоритмов новостной ленты и предоставить пользователям больше возможностей контроля над своими данными.

Однако многие проблемы Facebook устранить не удалось, и доверие общественности было серьезно подорвано. Поправить репутацию компании будет непросто.

Торговый зал биржи NASDAQ

12. Конфликты с акционерами

Начало работы над Facebook было омрачено конфликтом Цукерберга с сооснователями проекта - братьями Уинклвосс и их партнером Нарендрой. Они обвинили основателя Facebook в краже их идеи.

Позже Эдуардо Саверин, первый инвестор Facebook, также вступил в юридическую борьбу с Цукербергом из-за распределения акций. В итоге Саверин потерял свою долю в компании.

Эти ранние конфликты частично легли в основу художественного фильма "Социальная сеть", получившего премию "Оскар".

13. IPO и провал на бирже

18 мая 2012 года состоялось долгожданное первичное публичное размещение акций Facebook. IPO оценил компанию в $104 млрд.

Однако дебют на бирже NASDAQ оказался провальным. Уже через 3 месяца стоимость акций упала вдвое, инвесторы разочаровались в перспективах соцсети.

Причиной стали сомнения в наличии у Facebook четкой стратегии дальнейшего роста после IPO.

14. Приобретение Instagram и WhatsApp

Несмотря на провал с акциями, Facebook продолжал активно скупать молодые перспективные стартапы.

В 2012 году за $1 млрд был куплен фотосервис Instagram, который к тому моменту достиг 30 млн пользователей.

А в 2014 году Facebook приобрел за $19 млрд популярный мессенджер WhatsApp, опередив в борьбе за него Google.

15. Угроза со стороны TikTok

После скандалов с утечкой данных и вмешательством в выборы позиции Facebook начали ослабевать. На этом фоне стремительный рост набрала новая соцсеть TikTok.

В 2018 году TikTok скачали более 660 млн раз, обогнав Facebook, Instagram и YouTube. Эксперты называют TikTok главным конкурентом Facebook.

Чтобы противостоять китайскому приложению, в 2020 году Facebook запустил собственный сервис коротких видео Reels по аналогии с TikTok.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.