Диалектический метод познания рассматривает все явления и процессы во взаимосвязи, развитии и взаимообусловленности. Диалектика, как наука, вначале возникла как искусство ведения спора: именно это явление в переводе обозначает слово «диалектика». Диалектический метод познания мира был основан Сократом и получил дальнейшее свое развитие благодаря софистам. Диалектика как метод познания и анализа действительности была предложена вначале Гераклитом (все знают его знаменитое выражение «Все течет, все изменяется»), а впоследствии развито Зеноном, Кантом и другими последователями. Но абсолютно законченную и совершенную форму диалектике придал именно Гегель. Поэтому диалектический метод познания в том виде, в котором знаем его мы, разработанный и представленный Гегелем, называется гегелевской диалектикой.
По выражению Гегеля, диалектический метод познания является «движущей душой истинного познания», и базируется на принципе, вносящем в содержание любой науки внутреннюю необходимость и связь.
Гегель, развивая диалектический метод исследования, проанализировал все важнейшие и основные категории философии, и сформулировал три основных закона диалектики.
Первый закон – это закон перехода количества в качество и наоборот. Этот закон описывает и определяет механизмы саморазвития. Для того, чтобы свободно оперировать понятием «качество», «количество» и «мера», Гегель дал им определения и назвал тремя формами бытия идеи. Качество основоположник диалектики называл внутренней определенностью предмета или явления, которое в целом характеризует этот предмет или явление. Качественное разнообразие явлений жизни и предметов представляет их специфику, то, что дает возможность отличить один предмет (явление) от другого, придает неповторимость и характерные черты.
Гегель утверждал, что качественная характеристика любого предмета выражается его свойствами, и назвал свойства предмета способностью определенным образом сочетаться, взаимодействовать и соотноситься с другими явлениями или предметами.
Указывая на переход количественных характеристик в качественные, Гегель акцентировал внимание на обратном процессе: переход качества в количество. Бесконечные переходы одного в другое вовсе не отрицают наличие определенных свойств предметов или явлений, а только свидетельствуют о том, что в определенный момент времени конкретное свойство предмета может замещаться другим качеством, что означает появление новой меры – то есть единства качества и количества . Это преобразование дает возможность появиться новому качеству предмета, которое, в свою очередь, приведет к переходу в новое количественное измерение.
Второй закон диалектики называют законом единства и борьбы противоположностей (закон взаимопроникновения). Характеризуя второй закон Гегель апеллирует к понятиям «тождества», «различия», «противоречия», «противоположность». Любое явление, по Гегелю, представляет собой результат внутренних противоречий и отрицания сторон и тенденций. Поэтому в диалектике Гегеля стороны единого целого являются противоположностями, которые находятся в состоянии взаимосвязи и взаимообусловленности.
Третий закон диалектики именуют как «отрицание отрицания». Он характеризует собой всеобщий результат и направленность эволюции. Закон базируется на отрицании всего старого при появлении нового, переходом из одного качества в другое. Но при этом должно сохраняться триединое условие: преодоление старого, затем преемственность в развитии, и, наконец, утверждение нового.
На этих трех китах – основных законах базируется диалектический метод познания.
Гегель указал лишь на существование первых трех "циферек" (+, -, +-) . Их можно применять для познания неизвестного, но, все-таки триалектическая система, которую предложил Гегель слишком бедна.Впрочем, когда-то первобытные люд