Крейсер "Память Азова". Характеристики, история походов, бунт на корабле

Броненосный крейсер «Память Азова» - преемник героического парусного линейного корабля «Азов», который отличился в Наваринском морском сражении в бухте Ионического моря. За это сражение ему было вручено Георгиевское знамя, которое перешло построенному на Балтийском заводе в 1890 году броненосному крейсеру. Первый поход на Дальний Восток на нем совершил цесаревич Николай - будущий император.

броненосный крейсер память азова

Основные характеристики

Крейсер «Память Азова» был спроектирован в 1885 году Балтийским судостроительным заводом. Его спецификация содержала основные технические характеристики корабля:

  • Водоизмещение – 6734 тонны.
  • Длина крейсера по перпендикулярам – 340 футов 10 дюймов.
  • Длина по грузовой ватерлинии – 377 футов 4 дюйма.
  • Ширина с обшивкой – 50 футов.
  • Общий вес – 384 т.
  • Броневой пояс по всей ватерлинии, толщина – 37 мм, ширина – 6 футов, общим весом 714 тонн.

Вооружение:

  • Пушки 8-дюймовые, 35-калиберные – 2 штуки.
  • Пушки 6-дюймовые, 35-калиберные – 14 штук.

На Балтийском заводе 24.06.1886 г. прошло официальное торжество по закладке нового корабля, на котором присутствовал Александр III. Спуск крейсера на воду был приурочен к 200-летию окончания постройки ботика Петра I. Он прошел 20.05.1888 года. В церемонии спуска участвовала приписанная к крейсеру команда в составе 197 матросов и 14 офицеров под командованием капитана I ранга Н. Ломена.

крейсер память азова

Достройка корабля

По решению Александра III крейсер «Память Азова» предназначался для плавания на Дальний Восток цесаревича Николая. После этого на военном корабле прошли достроечные работы. Они заключались в придании элементов роскоши помещениям, в которых будет совершать путешествие наследник.

Сюда была доставлена невиданной красоты мебель, уникальные предметы оборудования, проведена отделка кафельной плиткой на мастике санитарно-гигиенических помещений. Все это имело огромный вес и утяжелило корабль до 70 тонн, что привело корабелов в уныние, так как при проектировании велась борьба за каждый лишний пуд.

Первое плавание

Крейсер «Память Азова» 23.08.1890 г. отправился в плавание. Из Балтийского должен был зайти в Черное море, чтобы забрать цесаревича. При выходе из Балтики корабль угодил в мощный шторм, который с честью выдержал. Турки приняли решение закрыть Босфорский пролив, чтобы не пустить военный корабль в Черное море. Пришлось цесаревичу выехать в Триест, где его ждал крейсер, путь которого лежал к Суэцкому каналу.

Далее курс корабля шел на восток к острову Цейлон. После него по курсу была Индия, где в порту Бомбея 19.10.1890 г. он стал на якорь. Здесь по плану должны были простоять полтора месяца, за которые наследник мог ознакомиться с достопримечательностями. Но в Бомбее задержались до 31 января, ожидая подхода крейсера «Адмирал Корнилов», который должен был забрать брата цесаревича Георгия Александровича, заболевшего туберкулезом.

Броненосный крейсер вернулся на Цейлон, откуда путь его проходил через Сингапур, Бангкок, Сайгон, Шанхай, Нагасаки в порт Владивостока. Здесь наследник сошел с корабля. Во время плавания заболел командир Ломен, которого заменил капитан 1-го ранга С. Ф. Бауэр. Корабль остался во Владивостоке, а наследник отправился по железной дороге в Петербург. Этот поход был отмечен изготовлением двух пасхальных яиц фирмой Фаберже. Внутри них находились миниатюрные золотые модели крейсера «Память Азова».

Крейсер продолжал службу на Дальнем Востоке. В его обязанности входила охрана российских берегов. Под командованием нового командира, одного из опытнейших морских офицеров, капитана 1-го ранга П. Г. Чухнина, он совершает поход в Кронштадт, куда прибыл летом 1892 года. До 1893 года проводится ремонт, после которого корабль продолжает службу в русской эскадре на Средиземном море и дислоцируется в греческом порту Пирей.

крейсер память азова модель

Служба на Дальнем Востоке

В ноябре 1894 г. броненосный крейсер «Память Азова» в срочном порядке отправляется на побережье Тихого океана, буксируя поочередно минные крейсера «Гайдамак» и «Всадник». По прибытии в Японию русская эскадра по предписанию японского правительства была разделена по портам. В Нагасаки крейсер стоит с кораблем «Владимир Мономах». Позже к ним присоединяется флагманский корабль «Император Николай I» под командованием легендарного контр-адмирала С. Ф. Макарова.

Во время проводимых учений минный крейсер «Всадник» протаранил крейсер «Память Азова», у которого пострадала подводная часть медной и деревянной обшивки. Это повреждение было устранено командой водолазов и моряков машинного отделения. После снятия претензий Японии на Ляодунский полуостров русская эскадра отбыла во Владивосток. Корабль шесть лет несет службу на Тихом океане. В 1899 году он возвращается на Балтику.

В составе Балтийского флота

На Балтике крейсер «Память Азова» (фото ниже сделано в этот период) становится флагманом учебной эскадры и участвует в показательных маневрах 1901 года. Правительством принимается решение о капитальном ремонте судна в связи с включением его в списки Тихоокеанской эскадры, но ввиду неоконченного ремонта в Русско-японской войне он не участвует.

память азова крейсер фото

Бунт на корабле

Крейсер продолжал свою службу в качестве флагмана учебной эскадры. Здесь проходили обучение слушатели артиллерийских классов и разных курсов для младших чинов. В неспокойное время 1906 года на крейсере несли службу революционно настроенные моряки, которые подняли на корабле восстание, подготовленное Ревельским отделением РСДРП. В результате чего на корабль незаметно проник бывший матрос броненосца «Потемкин», который был арестован, из-за чего начался мятеж. Перестреляв призывающих к порядку офицеров, нижние чины с учащимися захватили корабль, призывая команды стоявших рядом судов поступить аналогичным образом.

Не получив от них поддержки, приняли решение заставить их сделать это силой при помощи обстрела из артиллерийских орудий. За время мятежа было убито 7 офицеров и кондуктор, ранено 6 офицеров и 2 кондуктора. Оставшимся в живых офицерам своими силами удалось образумить большую часть учеников и, вооружившись, дать отпор бунтовщикам, в результате которого они были арестованы. К суду был привлечен 91 служащий нижних чинов и 4 матроса, из которых 17 человек были расстреляны.

Крейсер «Память Азова» получил новое название - «Двина». Прежнее имя было возвращено в марте 1917 г. После торпедной атаки англичан 19.08.1919 г. крейсер получил пробоину и затонул в Кронштадтской гавани.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.