Кластерный подход: виды, основные определения, цели и задачи

Обсудить Редактировать статью
 

Алгоритм долгосрочного развития российской экономики подразумевает рост ее конкурентоспособности как в новых, так и в традиционных наукоемких сферах, прорыв в повышении производительности труда и качественных характеристик человеческого капитала, в стремительном развитии производств высокотехнологичного плана и превращении инновационных условий в ключевой источник развития экономики. Решение перечисленных задач предполагает формирование системы взаимодействия бизнеса, государства, образования и науки на базе применения эффективных методик инновационного развития. Следует выделить среди современных форм межотраслевых комплексов кластерный подход. Рассмотрим классификацию категории, основные определения, цели и задачи.

Повышение конкурентоспособности как ключевая цель подхода

кластерный подход в туризме

Идея повышения конкурентоспособности отечественной экономики на базе реализации кластерного подхода к развитию регионов не нова. Однако на стадии выхода из кризисной ситуации, когда традиционные методики диверсификации уже не дают должной отдачи, применение изучаемой модели структурирования и ведения бизнеса не имеет альтернативы. Это вполне адекватное средство для модернизации экономики.

Развитие кластерного подхода сегодня актуально как никогда. Взаимосвязи, имеющиеся между процессами кластеризации, взаимообусловленность, усиление конкурентоспособности и значительное ускорение инновационной работы — это новый феномен в экономике. Который предполагает противостояние давлению глобальной конкуренции. Он должным образом отвечает требованиям регионального и национального развития.

Практический аспект

кластерный подход в образовании

В своем первом отчете перед американским Конгрессом Барак Обама, подчеркивая важность осуществления инновационной стратегии для того, чтобы нация процветала, указал на необходимость поддерживать процессы взаимодействия в динамичном ключе между малыми и крупными фирмами, финансовыми структурами, а также университетами на основе кластерного подхода. Последний реализуется в первую очередь на региональном уровне. Результатом осуществления в данном случае выступает наполнение экономики страны динамизмом.

Президент также проявил инициативу выделить в рамках государственного бюджета на 2010 год 100 млрд долларов, которые планировал направить на поддержание инновационных кластеров регионального уровня, а также бизнес-инкубаторов. Дело в том, что Барак Обама считал их критической составляющей будущей национальной конкурентоспособности экономики США. Целесообразно отметить, что поддержка кластеров регионального типа на общегосударственном уровне предусматривалась тогда впервые. Ранее этой проблемой занимались исключительно региональные власти. В первую очередь речь идет о разработке определенной федеральной программы, касающейся, прежде всего, поддержки инновационных кластеров в основных научно-технологических сферах. Так как после кризиса региональные власти испытывали дефицит средств в государственном бюджете для финансирования разработок инновационного плана. Так, примером здесь может служить кластерный подход в туризме, образовании, экономике и прочее.

Ситуация в Европейском Союзе

Стоит отметить, что сегодня аналогичные действия предпринимаются и в странах ЕС, где кластерный подход также рассматривается как важнейший инструмент развития региона в области инноваций. Гюнтер Верхуджен, вице-президент Европейской комиссии, ответственный за промышленную и предпринимательскую политику, отметил, что страна нуждается в большем числе кластеров мирового типа.

Он добавил, что кластерный подход в образовании, экономике, туризме, а также патриотическом воспитании играет жизненно важное значение в инновационном развитии компаний ЕС. А также в формировании новых рабочих мест. Именно поэтому он предложил направить все усилия на поддержку кластерной политики на разных уровнях. Гюнтер Верхуджен считал, что так наступит укрепление открытости для сотрудничества и превосходства, но при этом сохранится конкурентная среда в рамках разработанных агломераций.

История подхода. Определение

кластерный подход развитие

Кластерный подход — современная форма межотраслевых комплексов; новая технология управления, которая позволяет повысить конкурентоспособность отдельной отрасли, региона или государства в целом. Следует знать, что в экономическую литературу термин «кластер» был введен Майклом Портером в 1990 году. По его словам, это не что иное, как сконцентрированные в соответствии с географическим признаком группы взаимосвязанных фирм, специализированных поставщиков, компаний в соответствующих отраслях, поставщиков услуг, а также организаций, связанных с их деятельностью. Сюда целесообразно отнести университеты, торговые объединения, а также агентства по стандартизации. Причем речь идет об определенных областях, которые конкурируют между собой, но вместе с тем ведут совместную деятельность. Таким образом, в кластерном подходе группа компаний, взаимосвязанных и географически соседствующих, куда включаются и относящиеся к ним организации, должна действовать в конкретной области. А также характеризоваться взаимодополнением и общностью деятельности.

Мировая практика доказывает, что в последние 2 десятилетия процесс создания кластеров и развития кластерного подхода проходил достаточно активно. В соответствии с оценками экспертов к настоящему времени около 50% экономик основных стран мира охвачено кластеризацией. К примеру, кластерный подход в Нидерландах предполагает наличие 20 кластеров, в Индии — 106, во Франции — 96, в Италии — 206, в Германии — 32 и так далее.

Следует отметить, что на территории США в рамках кластеров действует более 50% предприятий. При этом доля ВВП, который производится в них, превышает 60%. В ЕС функционирует свыше 2 тыс. кластеров. В них занято 38% трудоспособного населения.

В полной мере используют кластерный подход в туризме, образовании и экономике датская, норвежская, финская и шведская промышленность. Например, Финляндия, экономическая политика которой основана на кластеризации, достаточно долгий период времени занимает ведущие позиции в мировых рейтингах конкурентоспособности. Следует заметить, что за счет тех кластеров, которые отличаются высокой производительностью, данная страна, располагая только 0,5% мировых ресурсов лесного происхождения, обеспечивает порядка 10% мирового экспорта продуктов деревопереработки и 25% — бумаги. Кроме того, на рынке телекоммуникаций она обеспечивает 30% экспорта механизмов мобильной связи и 40% — мобильников.

На кластеры Италии, характеризующиеся промышленным значением, приходится 43% всего числа занятых в отрасли и больше чем 30% всего объема национального экспорта. Необходимо отметить, что достаточно успешно работают кластерные структуры во Франции (производство косметики, продуктов питания), а также в Германии (машиностроение и химия).

Активно осуществляется процесс развития кластерного подхода в управлении, экономике, образовании и других сферах и, соответственно, формирования кластеров и в Китае и Юго-Восточной Азии, в частности, в Сингапуре (в сфере нефтехимии), в Японии (отрасль автомобилестроения) и в некоторых других странах. На сегодняшний день в Китае функционирует более 60 особенных зон-кластеров. В них находится порядка 30 тыс. компаний, численность сотрудников которых — 3,5 млн человек, а уровень продаж — приблизительно 200 млрд долларов в год.

Включение инициатив в стратегии развития разных стран

Повышение конкурентоспособности благодаря кластерному подходу становится базовой составляющей стратегий развития большинства стран мира. Анализ порядка 500 инициатив, которые были реализованы за последние десять лет в двадцати странах, показывает, что высокий уровень конкурентоспособности этих стран основан в первую очередь на сильных позициях некоторых кластеров — локомотивах конкурентоспособности.

Например, конкурентоспособность Швеции в целлюлозно-бумажной промышленности распространяется в том числе на наукоемкое оборудование по производству бумаги и деревообработке, конвейерные линии и определенные смежные отрасли-потребители (к примеру, производство потребительской и промышленной упаковки). Дания стала разработчиком специфических инновационных технологий для пищевой промышленности и агробизнеса. Немецкие автомобилестроители и машиностроители выигрывают от наличия на территории страны высокоразвитого производства составляющих для названных отраслей. В Италии сформировались комбинации по отраслевому признаку: металлообработка — инструмент режущего плана; кожа — обувь; мода — дизайн; деревообработка — мебель. Китай потратил практически 15 лет и существенные внешние инвестиции для того, чтобы реализовать цели кластерного подхода и создать конкурентоспособные кластеры вокруг текстильной промышленности, фабрик одежды, спорттоваров, посуды, игрушек, ориентированных на экспорт.

Значение кластеров

кластерный подход в патриотическом воспитании

О значимости развития кластерного подхода в экономике, производственных кластеров как отдельно функционирующих единиц свидетельствует факт, что еще в 1990 году Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (UNIDO) посредством Отделения по развитию частного сектора осуществила подготовку набора рекомендаций для организации помощи взаимодействию правительств стран Европы и европейского бизнеса в разработке и последующем внедрении программ развития сетей малых компаний и кластеров. В июле 2006 года ЕС был согласован и принят «Манифест кластеризации в странах ЕС». А уже в декабре 2007 года представили к утверждению «Европейский кластерный Меморандум». Стоит отметить, что окончательно утвердили его 21 января 2008 года в Стокгольме на Европейской президентской конференции по кластерам и инновациям. Поддержку кластеризации европейским странам с переходным типом экономики продемонстрировал саммит ЕС под названием «Восточное партнерство», который состоялся в Праге 7-10 мая 2009 года. Основной целью принимаемой документации являлось увеличение «критической массы» кластеров, способной существенно повлиять на повышение показателя конкурентоспособности как некоторых стран, так и ЕС в общем.

Ключевые особенности кластеров

кластерный подход в нидерландах

С развитием кластерного подхода в России и других странах суть соответствующих объединений видоизменялась и обогащалась. Таким образом, в обзоре Европейской эк. комиссии ООН (ЕЭК ООН) 2008 года под названием «Повышение инновационного уровня фирм: выбор практических инструментов и политики» среди ключевых характеристик кластеров отмечены следующие:

  • концентрация в плане географического положения (близко расположенных компаний привлекает возможность осуществлять экономию на быстром взаимодействии в плане производства, а также на процессах обучения и обмене соц. капиталом);
  • специализация (существует кластерный подход в патриотическом воспитании, образовании, экономике туризме и так далее; то есть кластеры концентрируются, как правило, вокруг определенной области деятельности, к которой авторы или участники имеют непосредственное отношение);
  • большое количество экономических агентов (стоит заметить, что деятельность кластеров касается не только фирм, входящих в них, но и общественных организаций, институтов, академий, способствующих кооперации);
  • сотрудничество и конкуренция (это основные разновидности взаимодействия между структурами, которые являются членами каждого отдельного кластера);
  • достижение запланированной «критической массы» в отношении кластера (это необходимо для получения эффектов внутреннего развития и динамики);
  • жизнеспособность кластеров (следует помнить, что они в любом случае рассчитаны на долгий срок функционирования);
  • вовлеченность в инновационную деятельность (предприятия и фирмы, которые входят в состав кластера, как правило, включены в процессы рыночных, технологических продуктовых или организационных инноваций).

Классификация кластеров

современные формы межотраслевых комплексов кластерный подход

Кластерный подход к развитию экономики предполагает наличие определенной классификации. Стоит отметить, что в прошлом десятилетии многие кластеры специализировалось на производстве потребительской товарной продукции. Они формировались для повышения конкурентоспособности некоторых регионов и территорий. Однако на рубеже XXI века стали создаваться промышленные структуры нового поколения. Они занимались информатикой, экологией, дизайном, производством биомедицинских средств, логистикой и так далее. Их инновационная ориентированность постепенным образом возрастала. Так, сегодня она считается важнейшей особенностью, которая определяет конкурентоспособность кластерных формирований. Последние образуются там, где планируется «прорывное» продвижение в сфере технологии и техники производства, а также последующего выхода на другие «рыночные ниши».

Итак, рассмотрим ключевые отраслевые направления кластеризации экономики:

  1. Информатика и связи, электронные технологии (Финляндия, Швейцария).
  2. Биоресурсы и биотехнологии (Франция, Норвегия, Нидерланды, Великобритания, Германия).
  3. Косметика и фармацевтика (Германия, Швеция, Италия, Дания, Франция).
  4. Пищевое производство и агропроизводство (Бельгия, Нидерланды, Франция, Финляндия, Италия).
  5. Химия и нефтегазовый комплекс (Бельгия, Швейцария, Германия).
  6. Электроника и машиностроение (Италия, Швейцария, Нидерланды, Норвегия, Германия, Ирландия).
  7. Здравоохранение (Дания, Нидерланды, Швеция, Швейцария).
  8. Образование. Кластерный подход в этой сфере в особой степени актуален в Швеции, Италии и Бельгии.
  9. Транспорт и коммуникации (Норвегия, Бельгия, Нидерланды, Финляндия, Ирландия, Дания).
  10. Энергетика (Финляндия, Норвегия).
  11. Строительство (Нидерланды, Бельгия, Финляндия).
  12. Лесобумажный комплекс (Финляндия).
  13. Легкая промышленность (Финляндия, Австрия, Швеция, Швейцария, Дания).

Кластерный подход в туризме: основные определения

Использование рассматриваемого подхода в туриндустрии при переходной экономике на сегодняшний день является актуальным. Это связано с немалым количеством особенностей отрасли. Так, индустрия туризма отличается широтой межотраслевых связей, фрагментарной структурой. Кроме того, здесь можно вести речь о преобладании среднего и малого бизнеса, нематериальном характере туристского продукта, неодинаковом его восприятии потребителями и производителями и так далее. Рассматривая туристский кластер, целесообразно вспомнить о так называемом ромбе конкурентных преимуществ, который разработал М. Портер. Данный ромб формируется посредством следующих составляющих: условия для производственных факторов, состояние спроса, устойчивая стратегия, структура, конкуренция, а также родственные и поддерживающие отрасли.

Стоит отметить, что процесс кластеризации в туристической сфере в особенной степени ускорился после принятия поправок к ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» (2006 г.).

Заключение

кластерный подход цели

Итак, мы рассмотрели категорию кластерного подхода, разновидности кластеров, а также их основных особенности. Помимо этого, выяснили цели и задачи подхода.

Как показывает мировая практика работы наиболее преуспевающих систем в экономике, стабильный экономический рост и высокую конкурентоспособность обеспечивают в первую очередь факторы, которые стимулируют распространение новейших технологий. Если учесть, что современные конкурентные преимущества кластерного подхода в полной мере обусловлены плюсами в производственных технологиях, механизмах управления, организации продвижения товарной продукции. Успешное развитие в плане конкурентоспособности эк. системы возможно лишь в случае комплексного использования теорий современных концепций развития в области инноваций и изучаемого механизма.

В этом задействованы многие страны. Среди них есть и экономически развитые, и начинающие формирование рыночной экономики. Все они в настоящее время несколько активнее, чем ранее, руководствуются рассмотренным подходом в поддержке самых перспективных форм и направлений предпринимательской деятельности, а также в образовании и последующем регулировании нац. инновационных систем (НИС).

Серьезная вовлеченность в инновационную работу кластерных структур подтверждается исследованиями статистического плана. Стоит заметить, что показательными являются результаты реализованных в ЕС исследований, связанных с ролью кластеров в развитии инноваций. Так, инновационная активность кластерных компаний оказалась выше (порядка 60%) по сравнению с активностью вне кластеров (40-45%).

Так, можно сделать вывод, что кластеры в большей мере способны к нововведениям из-за следующих причин: во-первых, компании, принимающие участие в кластере, способны быстрее и более адекватно реагировать на клиентские потребности; во-вторых, для участников кластера существенно облегчается доступ к новейшим технологиям, которые используются в соответствии с разными направлениями экономической деятельности; в-третьих, в инновационный процесс входят потребители и поставщики, а также предприятия иных отраслей; в-четвертых, в результате кооперации межфирменного плана значительно уменьшаются издержки на НИОКР; и наконец, компании в кластере пребывают под интенсивным давлением со стороны конкурентов, которое усугубляется непрерывным сравнением собственной экономической деятельности с работой аналогичных структур.

В отличие от традиционных кластеров в промышленности инновационные считаются системой тесных взаимосвязей между компаниями, клиентами, поставщиками, а также институтами знаний, в том числе крупными исследовательскими центрами и университетами.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Добавить смайл
  • :smile:
  • :wink:
  • :frowning:
  • :stuck_out_tongue_winking_eye:
  • :smirk:
  • :open_mouth:
  • :grinning:
  • :pensive:
  • :relaxed:
  • :heart:
Подписаться
Присылать на почту
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 7
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.