Коррупционная составляющая: понятие, определение, основные признаки и законодательная база

Обсудить Редактировать статью
 

Коррупционная составляющая – это неотъемлемый элемент общества, наличие которого обусловлено несовершенностью развития общества и недостаточностью нормативного правового регулирования в стране. Несмотря на ее наличие, борьба с коррупцией осуществляется повсеместно. Поэтому гражданам необходимо знать, как с ней не столкнуться и что делать при обнаружении признаков коррупции.

Понятие коррупции

При рассмотрении коррупционной составляющей важно понять, что такое коррупция в целом. Согласно положениям федерального закона № 273 от 25 декабря 2008 года, регулирующего вопросы противодействия незаконным действиям должностных лиц и граждан в сфере финансов, у этого понятия есть конкретное определение.

Молот судьи

Коррупция - это злоупотребление положением по должности или службе, дача или получение денег в качестве взятки, подкуп коммерческого типа иди другие незаконные способы использования гражданином своего положения на рабочем месте вопреки правовым интересам людей, общества, всего государства. Цель совершения указанных действий – получение финансовой выгоды, ценностей, другого имущества или необходимых получателю услуг, каких либо имущественных прав для личных целей или для других лиц, а также предоставление этих выгод в незаконной форме другим лицам. Кроме того, коррупцией считается совершение указанных действий от имени и в интересах предприятия или организации.

Формы коррупции

При рассмотрении коррупционной составляющей развития общества важно изучить, в каких формах она может проявляться, так как она многогранна и многолика. Ее выражение заключается в следующем:

Сотрудник полиции
  • Совершение коррупционных преступлений (хищение денег и материальных ценностей путем использования должностного положения, получение и дача взятки, подкуп коммерческого характера и т. д.).
  • Совершение правонарушений административного типа (хищение денежных и материальных ценностей в небольших размерах путем использования должностного положения, использование средств бюджета и фондов внебюджетного типа не по целевому назначению, иные составы административных преступлений, зафиксированных в соответствующем Кодексе).
  • Совершение правонарушений дисциплинарного типа, выражающееся в использовании статуса в целях получения различных преимуществ, если за эти действия предусмотрены дисциплинарные взыскания.
  • Совершение сделок гражданско-правового типа, запрещенных законодательными нормами (например, получение подарков или их вручение должностных лицам, оказание государственными служащими различных услуг в пользу третьих лиц).

Перечень коррупционных деяний

Уголовный кодекс РФ устанавливает ряд деяний, относящихся к коррупционной составляющей развития страны:

  1. Злоупотребление полномочиями по должности и службе, как преступление против власти государства, интересов службы в органах на федеральном и муниципальном уровнях (статья 285).
  2. Превышение полномочий соответствующими сотрудниками предприятий, организаций и учреждений.
  3. Получение денег (иного имущества или вещных прав) в качестве взятки (статья 290).
  4. Дача денег (иного имущества или вещных прав) в качестве взятки (статья 291).
  5. Злоупотребление полномочиями по должности, как преступление против служебных интересов в организациях коммерческого и иного типов (статья 201).
  6. Подкуп коммерческого типа (статья 204).
УК РФ

Основная составляющая коррупционного поведения – желание получить выгоду за чужой счет. Поэтому основное деяние в этой сфере – взятка. В это понятие входит получение денег, других материальных ценностей и неимущественных благ. К взяткам также относится предоставление льгот, услуг, выгод социального характера, которые были получены гражданином за бездействие должностного лица или осуществление им каких-либо действий в рамках полномочий.

По определению, взятка – это получение или передача ценностей материального типа за покровительство в любом проявлении или попустительство на службе. К первой группе относятся действия, включающие незаслуженное поощрение, внеочередное необоснованное повышение по должности, совершение иных действий, которые не вызваны прямой необходимостью.

Ко второй группе относятся действия, связанные с недобросовестным реагирование на неправомерные действия человека, непринятием должностными лицами мер за нарушения или упущения в трудовой деятельности лица, дающего взятку или других граждан, чьи интересы представляет взяткодатель.

Злоупотребление должностным лицом своими полномочиями

Следующая важная коррупционная составляющая в действиях должностных лиц – злоупотребление служебными полномочиями. Злоупотреблением считается использование положения по должности вопреки служебным интересам предприятия, организации или учреждения, в котором трудоустроен правонарушитель, а также выход сотрудника за рамки своих правомочий на рабочем месте.

Указанные действия должны совершаться из личной или корыстной заинтересованности, в связи с чем существенно нарушаются права и законные интересы общества и государства.

Должностные лица или граждане, исполняющие функции управленческого типа в организации коммерческого характера, в этих случаях действуют в рамках имеющихся у них полномочий на формальных основаниях или выходят за их пределы. Зачастую такие поступки осуществляются вопреки правовым интересам организации и службы.

Подкуп коммерческого типа

Коррупционная составляющая в действиях должностных лиц при подкупе имеет свои особенности. Подкуп отличается от взятки следующим. Если имеет место коммерческий подкуп, лицо, незаконно предоставляющее услуги имущественного характера или передающее материальные ценности, принимает за это от гражданина, осуществляющего управленческую функцию в организациях коммерческого типа, совершение каких-либо действий или бездействие в интересах подкупающего лица.

Наручники и деньги

Согласно положениям закона о коррупционной составляющей и нормам Уголовного кодекса, к ответственности за подкуп коммерческого типа и взяточничество несут ответственность все субъекты, замешанные в указанном преступлении.

Ответственность за коррупционные действия

После рассмотрения признаков коррупционной составляющей, следует изучить виды ответственности за совершение различных незаконных действий в указанной сфере. К видам применяемых санкций относятся административная, уголовная, дисциплинарная, гражданско-правовая ответственность.

Получение и передача взятки, а также посредничество в ее вручении в худшем случае карается лишением свободы сроком до пятнадцати лет. Составом преступления в данном случае считается передача денег, независимо от того, были они вручены до выполнения указанных действий или после этого. Кроме того, не важно, была ли договоренность между сторонами перед совершением преступления.

Если передача взятки не включает обстоятельства, отягчающие вину, виновное лицо будет привлечено к финансовой ответственности в виде штрафа, максимальный размер которого составляет пятьсот тысяч, или выражается в размере зарплаты (другого дохода) гражданина в течение годового срока, или в сумме, пятикратной (тридцатикратной) размеру взятки, или исправительным трудом на двухлетний период, или принудительным трудом на три года, либо лишением гражданина свободы на два года с выплатой штрафа в пятикратном (десятикратном) размере взятки.

Любое из наказаний может сопровождаться лишением возможности занимать некоторые должности или работать в определенной сфере в течение трех лет.

Признаки коррупционной составляющей, позволяющие квалифицировать указанное деяние, как преступление, совершенное с отягчающими вину обстоятельствами, это передача взятки должностному уполномоченному лицу в качестве платы за совершение заведомо противоправных действий (отказа от совершения законных действий) в размере, рассчитываемом по нормам УК РФ как особо крупный, либо лицами по предварительной договоренности (группой организованного типа).

За такие деяния преступникам грозят следующий виды санкций:

Передача денег
  • штраф в размере два – четыре миллиона рублей или в сумме дохода гражданина за период два – четыре года, либо в семикратном - девяностократном размере взятки;
  • лишение гражданина свободы на срок восемь – пятнадцать лет с выплатой штрафа семидесятикратного размера взятки;
  • лишение права быть на определенных должностях или заниматься определенными видами деятельности на десятилетний срок (указанный вид санкции может сопровождаться любыми из вышеперечисленных).

Передача взятки осуществляется самостоятельно или через посредника. Посредничество выражается во вручении предмета преступления или создание для этой передачи условий. Посредник привлекается к ответственности, даже если взятка не была получена адресатом, или взяткодатель не получил за нее требуемые услуги.

Случаи освобождения взяткодателя от ответственности уголовного типа

Все подозрительные действия граждан и должностных лиц необходимо проверить на коррупционную составляющую. В некоторых случаях взяткодатели не виноваты в совершении преступления, поэтому освобождаются от ответственности уголовного типа.

Случаями отказа в возбуждении дела по соответствующей статье УК РФ являются следующие ситуации:

  • вымогательство денег сотрудником уполномоченного органа;
  • добровольное сообщение правоохранительным органам со стороны взяткодателя или взяткополучателя о совершении преступления;
  • содействие виновного лица в раскрытии уголовного правонарушения.

Явка с повинной как элемент понятие коррупционной составляющей, может не только способствовать не только отмене санкции в отношении пришедшего в полицию лица, но и быстрому раскрытию преступлений и привлечению виновных граждан к ответственности.

Отягчающие вину обстоятельства

При проверке на коррупционную составляющую подозрительных действий и выявлении преступлений проверяется наличии смягчающих и отягчающих вину обстоятельств. Ужесточение наказания возможно в следующих случаях:

Взятка и наручники
  1. Должностное лицо получило взятку за бездействие или совершение противоправных действий.
  2. Взятку получило лицо, находящееся на государственной должности на федеральном, региональном, местном уровня.
  3. Взятка получена группой граждан по предварительной договоренности или организованной преступной группой.
  4. Должностное лицо требовало взятки от гражданина.
  5. Взятка получена в размере, превышающем сто пятьдесят тысяч рублей (крупная).
  6. Взятка получена в размере, превышающем один миллион рублей (особо крупная).

Противодействие коррупции

Рассмотрев коррупционную составляющую в действиях граждан и должностных лиц, следует изучить меры борьбы с ней и профилактики. Противодействие коррупционной деятельности это работа властных органов на федеральном, региональном и местном уровнях.

В полномочия указанных лиц входят следующие действия:

  • предупреждение коррупции, включая выявление и устранение причин совершения указанных преступлений;
  • предупреждение, выявление, пресечение, раскрытие, расследование правонарушений;
  • минимизация и ликвидация последствий преступлений, связанных с коррупцией.

Определение коррупционней составляющей позволяет выявить также варианты борьбы с ней. Для реализации этих способов Президентом может приниматься решение о создании групп по борьбе с противоправными действиями в сфере финансов внутри органов государственной власти.

Если органы или отдельные подразделение получают информацию о наличии коррупционной составляющей, они обязаны проверить указанный факт. Все соответствующие действия координируются Генеральным прокурором и подчиненными ему сотрудниками прокуратуры.

Основные направления деятельности органов государственной власти по повышению уровня эффективности борьбы с коррупционными действиями

Так как конфликт интересов - коррупционная составляющая противоправных действий, органы государственной власти разрабатывают политику в области противодействия коррупции. В нее входят следующие направления:

Передача конверта
  • проведение государством на всей территории страны единообразной политики в сфере борьбы с коррупцией;
  • создание правового механизма взаимодействия органов правоохранительной сферы и других властных субъектов с парламентскими и общественными комиссиями, гражданами, институтами общества по решению указанных вопросов;
  • принятие административных, законодательных и других мер, которые направлены на привлечение муниципальных и государственных служащих, граждан к участию в противокоррупционных действиях и формированию негативного общественного отношения к незаконной деятельности;
  • совершенствование структуры и системы органов государства, создание общественных контролирующих механизмов;
  • введение стандартов антикоррупционного характера, т. е. фиксация для соответствующих областей деятельности единообразной системы ограничений, запретов и дозволений, которые обеспечивают предупреждение незаконных действий в финансовой сфере в отношении госслужащих и лиц, которые замещают должности на госслужбе;
  • обеспечение гражданам доступа к информации о работе государственных федеральных, региональных и местных органов власти;
  • реализация принципа свободы СМИ;
  • соблюдение в неукоснительном порядке принципов судейской независимости и невмешательства в деятельность суда;
  • улучшение организации работы контролирующих и правоохранительных органов в сфере противодействия коррупции, совершенствование особенностей порядка службы в государственных и муниципальных органах;
  • обеспечение открытости, добросовестности, объективности, конкуренции в процессе размещения заказов на выполнение различных работ, оказания ряда услуг, поставку для нужд страны на федеральном или местном уровнях;
  • устранение незаконных и необоснованных ограничений и запретов, особенности в сфере экономической деятельности;
  • улучшение порядка пользования муниципальным и государственным имуществом, ресурсами (включая их использование при предоставлении помощи на федеральном или местном уровне), и порядка переоформления прав на это;
  • увеличение размера заработной платы и уровня защищенности муниципальных и государственных служащих в социальной сфере;
  • укрепление сотрудничества в области международных отношений, повышение эффективности взаимодействия на международном уровне со спецслужбами, правоохранительными органами, финансовыми разведывательными подразделениями в сфере розыска, изъятия и репатриации полученного незаконным путем имущества;
  • усиление проверки и контроля обращений граждан и организаций по факту наличия признаков коррупции;
  • распределение функций между различными органами и т. д.

Если в ходе проверки деятельности различных органов и их должностных лиц усматривается коррупционная составляющая, уполномоченные лица проводят тщательную проверку работы данного субъекта для выявления правонарушений и их раскрытия. Работа по борьбе с коррупцией проводится по многим направлениям для улучшения ее эффективности и повышению уровня преступности в указанной сфере.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Добавить смайл
  • :smile:
  • :wink:
  • :frowning:
  • :stuck_out_tongue_winking_eye:
  • :smirk:
  • :open_mouth:
  • :grinning:
  • :pensive:
  • :relaxed:
  • :heart:
Подписаться
Присылать на почту
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 4
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.