Авиакомпания «Победа», или Как работает отечественный лоукостер

Многие граждане России, особенно в возрасте за пятьдесят, испытывают определенную ностальгию по возможности путешествовать по стране на самолете. Этот вид транспорта был, конечно, не самым дешевым, но вполне доступным практически каждому трудящемуся, и притом, что широко растиражированный рекламный призыв летать самолетами «Аэрофлота» не предполагал никакой альтернативы, положение это вполне устраивало население. Популярность гражданской авиации была высокой, билеты нужного сообщения в кассах наличествовали не всегда, но зато цены на них соизмерялись с зарплатами. Теперь возродить эту привычку призваны лоукостеры, и лидером среди них в России считается «Победа». Как же работает эта авиакомпания?

лоукостер

В чем подвох?

Осенью минувшего года компания «Победа» объявила о том, что любой желающий может долететь из Москвы до практически любого аэропорта России всего за рубль. Правда, оговаривалась при этом сумма налогов и сборов, индивидуальная для каждого рейса: к примеру, при полете до Владикавказа она составляла 465 рублей. Дело закончилось скандалом, когда один пассажир собрал все квитанции, подтверждающие уплату им куда больших денег, чем обещалось в рекламе. Пострадавший одержал победу над «Победой» и получил сто тысяч компенсации. Тем не менее, стоимость авиабилетов и в самом деле невелика. И хотя она не начинается от 999 руб., но все равно ее можно считать бюджетной. Многие потенциальные пассажиры даже настораживаются, когда узнают, что до Сочи можно долететь всего за 1400, они подозревают какой-то подвох и опасаются хотя бы того, что рейс может окончиться катастрофой. Это не так, на надежности лоукостеры не экономят.

Победа

Что такое лоукостер?

Это авиакомпании, привлекающие пассажиров низкими ценами при готовности терпеть крайне ненавязчивый сервис. Объем предоставляемых в полете (а также перед ним и после него) услуг минимален. Термин происходит от двух английских слов «low» и «coast», означающих соответственно «низкий» и «тариф». Пионером этого движения стала компания Pacific Southwest Airlines, предложившая эту схему работы в США в теперь уже далеком 1949 году. Путем упразднения многих опций, почти бесполезных при короткой продолжительности рейса, «Пасифик» сумела существенно снизить стоимость билета и в результате резко увеличила свой пассажиропоток. В каком-то смысле и советский «Аэрофлот» можно было отнести к лоускостерам, правда, вынужденным. В СССР авиатранспорт субсидировался государством, а потому вопросам сервиса уделялось не очень много внимания, по крайней мере, на внутренних линиях. Главное пассажиру что? Правильно, долететь. А удобства – дело десятое.

Безопасность

Лоукостер экономит на всем, но только не на безопасности. Казалось бы, первый способ снижения издержек состоит в том, чтобы взять в аренду или купить старенькие самолеты, наскоро их подлатать и начать нещадно эксплуатировать пожилую авиатехнику. На самом деле этот путь совершенно тупиковый. Старые машины требуют более частого ремонта, замены узлов, исчерпавших моторесурс, и проведения многих других недешевых мероприятий. Мало кто знает о том, что авиастроительные фирмы продают самолеты с минимальной прибылью и получают основной доход от торговли запчастями в течение всего срока службы высокотехнологичного изделия. Поэтому именно из соображений экономии авиакомпании-лоукостеры приобретают новые машины и эксплуатируют их не дольше четырех лет, а потом продают другим перевозчикам, придерживающимся классической манеры работы. Самолетный парк «Победы» состоит из дюжины «Боингов», обслуживающих 33 направления, три их которых (Братислава, Мила и Кельн) зарубежные.

Победа

Аэропорт

В уже упомянутые советские годы путь к лайнерам пассажиры преодолевали на специальных автобусах с большим количеством стоячих мест, но иногда, в небольших аэропортах, и просто пешком, группой в сопровождении симпатичной девушки в униформе. «Гармошек», ведущих из здания прямо в салон, не было, они появились позже и не везде. Примерно так же и теперь поступают для снижения издержек в компаниях-лоукостерах, с той разницей, что и сама воздушная гавань выбирается по принципу минимизации цен на обслуживание. Этим объясняется тот факт, что дешевые билеты продаются не в Орли или Хитроу, а в аэропортах «на отшибе». Зал ожидания здесь попроще, комфорта маловато, пассажиров порой вывозят на летное поле еще до прибытия лайнера (график очень плотный), и им иногда приходится наблюдать процесс уборки, производимой стюардессами.

Классность

Никоих «бизнесов» и «туристических» в лоукостерском лайнере нет, все места считаются равноценными. Расстояние для ног вполне достаточное для комфортного времяпровождения, но в данном случае это продиктовано требованиями безопасности (пассажир должен иметь возможность пригнуться в случае нештатной ситуации), а вовсе не расточительностью перевозчика. Другой вопрос состоит в возможных вариантах цены. Если пассажир непременно желает сидеть возле иллюминатора, то ему предложат доплатить за это. Лишний груз, взятый в салон, будет требовать дополнения к стандартному тарифу. Вообще-то, вариантов стребовать немножечко деньжат много, их даже не сотни, а тысячи, и, в конечном счете, полет может обойтись примерно в те же деньги, что и на самолете обычной авиакомпании, поэтому увлекаться не стоит, нужно помнить, ради чего выбор был остановлен на лоукостере, а именно, об экономии.

Авиакомпания

Еда и сервис

Кроме воды в полете на лоукостере не предложат ничего. Во-первых, продукты стоят денег, во-вторых они обладают массой, и даже легонькие тележки тоже чего-то весят, а вместо всего этого можно закачать керосин в баки. Неизвестно, насколько оплата труда стюардов зависит от спектра их обязанностей, но, вполне возможно, что жалование их тоже ниже. Правда, следует воздать им должное, все, что положено, они делают, и даже более того. Бортпроводники помогут правильно и безопасно разместить ручную кладь, ответят на все вопросы, дадут таблетку от головной боли и, вообще, могут оказать первичную медицинскую помощь в случае необходимости. Пассажир может взять с собой какие-то бутерброды, чтобы перекусить, хотя обычно люди готовы потерпеть, особенно на коротких рейсах.

Авиакомпания

Билеты

Оформить билет можно в режиме онлайн на сайте авиакомпании или оплатить наличными в аэропорту, но есть один нюанс - возврату они обычно не подлежат. Авиакомпания «Победа» была создана после крымских событий, и ее «фишкой» стала именно низкая цена, но в Симферопольском аэропорту ее самолеты не садятся, что, впрочем, соответствует концепции лоукоста. Кроме этого полеты осуществляются в Сочи (туда «Победа» доставила за прошлый год свыше трех миллионов пассажиров) и в другие города. Общая выручка достигла 11 млрд. руб., отчетный период завершился с небольшой прибылью (37 млн. руб.), хотя изначально планировались убытки в полтора миллиарда. Упомянутая рекламная акция «полет за рубль» также оказалась успешной в аспекте достижения популярности, ее условиями воспользовались пятнадцать тысяч человек. Ежедневно авиакомпания «Победа» перевозит восемь тысяч пассажиров.

лоукостер

Перспективы

Россиянам принцип работы лоукост-авиакомпаний пришелся, очевидно, по душе, особенно с учетом огромных расстояний, свойственных стране. Аналитики обоснованно ожидают, что популярность воздушного транспорта будет расти, а цены останутся демократичными, тем более что горючее сегодня обходится не столь дорого, как совсем недавно. К тому же существует еще много способов экономии, еще не освоенных отечественными коммерческими перевозчиками. Что же касается комфорта, то он хотя и скромный, но все же есть, а его уровень сравним с аэрофлотовским советских времен. К тому же, и в самом деле, главное – долететь.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Из 10 раз в прошлом году только дважды летал победой, хотя цена для меня - главное. Три аэропорта подходят. Почему же дважды? Потому что дорога. Какой же это к чёрту лоукостер?
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.