Китайская Народная Республика активно расширяет логистические возможности по перевозке товаров и сырья. На это тратятся огромные деньги, эти вложения считаются приоритетными, что, в общем-то, правильно. Разрабатываются альтернативные и дублирующие маршруты перевозок, расширяются гавани, строятся новые причалы и хабы для того, чтобы была уверенность, что импортным транспортным артериям ничто не угрожает в любом случае. Аренда порта Дравин, тем не менее, вызвала озабоченность, в первую очередь, у американцев. Многим кажется, что за этой на первый взгляд коммерческой сделкой скрывается тайная подоплека.
Идея реконструкции «паршивого порта»
Австралия – страна богатая, так уж сложилось исторически, что, находясь на отшибе, этот остров-материк оставался вдалеке от бурь и катаклизмов двадцатого столетия, развивался мирно и успешно, не зная войн и революций. Тем не менее, и здесь тоже есть районы не то, чтобы депрессивные, но и не самые успешные. Правительство северной территории осенью прошлого года заключило очень выгодный контракт, позволяющий оживить экономическую жизнь региона, привлечь инвестиции и, вообще, очень сильно поправить финансовое положение. Суть сделки состоит в том, что порт Дарвин, относительно небольшой, на 99 лет передается в распоряжение китайской торгово-промышленной группе Landbridge. Взамен австралийская сторона получает абсолютно бешеные деньги, плюс к этому фирма из КНР берет на себя еще многие обязательства, в частности по расширению самой гавани, причалов и всей инфраструктуры, включая туристическую. Порт в настоящее время характеризуется даже самими местными жителями, настроенными патриотически, как изношенный, маленький и «паршивый». Казалось бы, о чем тут думать?
Значение Дарвина
Порт Дарвин, несмотря на свое несколько запущенное состояние, может играть важную роль в торговле с Китаем, и не только с ним одним. Он глубоководный, а следовательно, в него могут заходить суда любого тоннажа, к тому же расположен на северном побережье, а это укорачивает маршруты, путь, ненамного, на какие-то сотни миль по сравнению с другими австралийскими гаванями, но в условиях широкомасштабного товарооборота это дает огромную экономию. С точки зрения хозяйственной, договор об аренде выгоден обеим сторонам. Австралия получает еще один процветающий регион, обеспеченный пошлинными и прочими транспортными сборами, новые рабочие места, развитую туристическую инфраструктуру, отели и многие другие приятные и полезные вещи. Китай абсолютно уверен, что в течение века его морская торговля гарантировано обеспечена отличными условиями.
Отношения Австралии и КНР
Австралия никогда не проводила агрессивной политики, и ей тоже серьезно никто не угрожает. Торговля с Китаем в последние десятилетия приобрела важнейшее значение для экономики страны, импорт в КНР достигает 36 % всего объема вывозимых за рубеж товаров, а это десятая часть валового национального продукта. После начала мирового кризиса именно снижение китайских закупок руды наибольшим образом повлияло на ухудшение торгового баланса, хотя Австралия традиционно считается страной чуть ли не полностью самодостаточной. Одного этого достаточно для того, чтобы в Канберре относились к просьбам, позвучавшим из Пекина, со всем вниманием. Договор об аренде дарвинского порта был заключен органами местного самоуправления Северных территорий, что является вполне конституционным действием. Китай не считается враждебной страной, с ВМС КНР даже проводятся совместные учения. Но, как выяснилось, недовольные все же есть, это американцы.
Американское военное присутствие
В Дарвине располагается батальон Корпуса морской пехоты США, несколько транспортных и десантных кораблей, вертолеты и самолеты, всего понемногу, по американским меркам, достаточно скромно, но все же это вполне подпадает под определение военной базы. Численный состав персонала невелик, всего тысячи две с половиной, но само присутствие, как говорят военные, обозначено, флаг демонстрируется, а это имеет символическое значение. Кроме этого американские военные специалисты содействуют созданию австралийских береговых частей, которые сейчас как раз формируются, это что-то среднее между береговой гвардией и морской пехотой, род войск, способный оперативно высаживаться на критических участках обороны и решать другие боевые задачи. В общем, американские вооруженные силы в Дарвине есть, и теперь в Вашингтоне заподозрили подвох со стороны китайцев, стремящихся обосноваться там же.
Цена вопроса
Обращают на себя внимание суммы, фигурирующее в контракте, их многие специалисты считают крайне завышенными. Всем известно умение китайской стороны выторговывать для себя хорошие условия, в этом же случае сами австралийцы удивлены невиданной щедростью. Если бы такое предложение сделала какая-нибудь южнокорейская или японская компания, то это вызвало бы удивление, но колебаний бы не возникло. Итак, общая сумма – $370 млн. (0,506 млрд. австралийских долларов по курсу), из них в первую четверть века КНР вкладывает $145 млн. (0,2 млрд. австралийских долларов) в развитие портовой инфраструктуры, возведение отельных комплексов и причалов для круизных лайнеров, что будет способствовать притоку туристов со всего мира. Затраты столь огромны, что возникает вопрос об их целесообразности с точки зрения американских подозрений. В Вашингтоне высказана мысль о том, что китайцы хотят в Дарвине шпионить за кораблями ВМС США.
Неужели такие суммы ради слежки за 2,5 тысячами американцев?
Австралия считается традиционным союзником Америки, поддерживающим ее во всех военных начинаниях, от Кореи и Вьетнама до Афганистана и Ирака. В Пентагоне считают, что китайские специалисты смогут проникнуть в тайны функционирования западных вооруженных сил, получив информацию о том, как и когда загружаются и разгружаются корабли, какие типы сигналов они посылают, и все такое. Но не слежение за достаточно скромными силами США в регионе, скорее всего, интересует командование НАОК, а перспективы.
Перспективы американских сил в АТР
Во-первых, у американцев есть планы по вовлечению Австралии в систему противоракетной обороны азиатско-тихоокеанского бассейна. Во-вторых, контингент ВВС США будет расширяться за счет размещения стратегических бомбардировщиков Б-1 на австралийских аэродромах Дарвин и Тиндал. А китайско-американские отношения предельно обострились по причине того, что КНР на все эти приготовления смотрит с недоверием, размещает свои системы ПВО на спорных островах и, вообще, ведет себя почти как Россия, только вблизи своих собственных границ. Не понимает китайское руководство мирных инициатив Запада.
Почему же так волнуются в Пентагоне?
Предположительно, главным поводом для возмужания американских властей стал тот факт, что австралийское руководство заключило с Китаем какой-то контракт, не получив на это разрешения из Вашингтона. Чтобы завуалировать эту обиду даже были опубликованы личные данные владельца Landbridge Е Чэна. Оказывается, ему 54 года, заработал 1,19 млрд., и (внимание!) служил офицером в китайской армии, а также занимал ответственный пост в руководстве компартии КНР. Типичный шпион-миллиардер, почти как всем известный по роману Флеминга «Доктор No». В провинции Шаньдун его считают выдающимся деятелем, способствующим повышению уровня национальной безопасности КНР. Австралийцы же на это отвечают, что не следует сгущать краски. По словам секретаря Министерства обороны Денниса Ричардсона, сделка была проверена на предмет возможных опасностей утечки информации службой ASIO, отвечающей за контрразведку. К тому же, чтобы наблюдать за кораблями, необязательно вкладывать сотни миллионов долларов, можно просто сесть за столик в прибрежном кафе и смотреть.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание