Новые герои археологии, или как дроны произвели революцию в науке поиска древностей

С появлением дистанционно управляемых дронов археология уже никогда не будет прежней. Все больше исследователей поручают значительную часть своей повседневной работы этим высокотехнологичным помощникам.

Польза, которую они приносят, бесценна: можно смело сказать о том, что дроны произвели в науке поиска древних артефактов настоящую революцию. Встроенные тепловизоры помогают исследователям в считанные минуты обнаруживать скрытые под песками древние артефакты.

«Ночная» археология

По словам американского археолога Джесси Касаны, профессора Дармутского университета в Нью-Гэмпшире, то, что раньше занимало недели, теперь занимает всего одну ночь.

«Мы всегда сканируем местность с помощью дронов ночью», - рассказала она в интервью для Atlas Obscura. - «Почему так? Дело в том, что находящиеся под землей объекты сохраняют тепло и ночью, когда света нет, излучают это тепло. Это излучение и захватывают тепловизионными камеры, которыми оснащены дроны».

Такая «ночная» археология многим специалистам в новинку. Почти все они привыкли проводить долгие недели, работая прямо под палящим солнцем. Сейчас же команды выбираются в пустыню преимущественно после заката солнца.

Зато практически каждая такая вылазка завершается успешно: тепловые снимки земли, сделанные после того, как песок и другие материалы уже остыли, позволяют ученым увидеть то, что находится глубоко под землей. В том числе объекты, которые было бы практически невозможно или очень сложно найти с помощью других методов.

Технологии в мире науки

Команда Касаны — не исключение. Испанская служба воздушных дронов Innodrone подчеркивает: все больше и больше археологов предпочитают использовать дронов в качестве дополнения к традиционному формату археологических раскопок. Удивительно, насколько бесценным оказался вклад высоких технологий в, казалось бы, прямо противоположной области. Археологи охотно пользуются помощью дронов, ведь это облегчает их работу и экономит время.

Вот лишь несколько примеров использования дронов в археологических исследованиях:

• Снимки, сделанные дронами, помогают археологам создавать трехмерные модели местности перед раскопками.

• Они облегчают мониторинг работ на определенных территориях, что дает возможность заранее понять, где начать раскопки и какие неудобства могут возникнуть в зависимости от характеристик конкретного участка земли, а также специфики запланированных работ.

• В высокогорных районах обзор через дроны позволяет предвидеть риски раскопок и избегать аварий.

В проекте Virtual Nostrum, основанном колумбийским археологом Мигелем Фернандесом, беспилотные летательные аппараты, наземные зеркальные камеры и сканеры активно используются для создания трехмерных реконструкций и документирования объектов.

«Мы уже давно убедились в том, насколько актуальна помощь дронов в нашем деле. Мы видим в этом необходимость. Из-за масштабов расширения и географической сложности некоторых областей есть исследования, которые невозможно провести с обычной камерой в руках», - проанализировал он.

Ученый подчеркивает, что современные инструменты и компьютерные технологии также способствуют популяризации археологических исследований, делают их важность очевидной для всех.

Как вы считаете, в каких еще областях использование дронов может значительно снизить риски для человека и открыть новые возможности?