"Страсти Христовы" Мэла Гибсона: восприятие фильма 15 лет назад и сегодня

Фильм «Страсти Христовы» Мэла Гибсона вышел на экраны 15 лет назад - в феврале 2004. Он и по сей день считается одной из самых неоднозначных кинокартин, изображающих Иисуса. В чем же заключается секрет фильма и почему ничего подобного в этом жанре не было создано за все эти годы?

Реакция зрителей

Когда «Страсти Христовы» увидели свет 15 лет назад, ведущие критики буквально подвергли его сожжению на костре. Фильм заклеймили за то, что многими воспринималось как неоправданное насилие, отсутствие сострадания со стороны режиссера картины Мэла Гибсона, антисемитские настроения и слабый нарративный подход, где фигурам Понтия Пилата, Иуды и самого дьявола было уделено дополнительное экранное время.

Вот какие комментарии можно видеть на Rotten Tomatoes:

«Жестокость бичевания, избиений и сцен распятия далеко выходит за рамки драматизма, превращаясь в манифестацию садомазохизма».

«Фильм Гибсона <… > - это немногим больше обычного повествования о тысячах зверств, чинимых римлянами в Иудее».

«Он так жестоко фокусируется на ужасах последних часов Иисуса, что кажется, будто обращается, скорее, к гневу, чем к любви. Он больше преуспевает в подавлении духа, чем его возвышении».

Волна критицизма захлестнула мир. На Rotten Tomatoes фильм заработал 49 %, еще меньше – на Metacritic: всего 42 %, как и на большинстве ведущих киносайтов.

Специфика критики

Негативные рецензии на фильм «Страсти Христовы» имели несколько другой тон, чем обычная критика неудачной картины. Вместо того, чтобы оценивать мастерство съемочной группы и актеров, рецензенты сосредоточились на выражении своего отвращения по отношению к происходящему. Фильм был не столько плох, сколько оскорбителен для них. Проблема была не в некомпетентности, а в сложности спокойно пережить два часа просмотра.

Поскольку тема, поднятая в картине, является вневременной, «Страсти Христовы» не могут «стареть хорошо» или «стареть плохо». Создается впечатление, что если бы опозорившийся Мэл Гибсон снимал фильм сегодня, то он встретил бы такую же реакцию со стороны критиков и зрителей. Так что, по всей вероятности, важно не когда фильм выходит на экраны, а кто его смотрит.

Другой взгляд

Рецензия Роджера Эберта – одна из немногих, в которых учитывается этот нюанс. Вот что он сообщает о своем восприятии фильма: «Гибсон был первым в моей жизни, кто показал мне подлинную идею Страстей Господних. То, что в фильме отсутствует духовное послание, то есть, имеются лишь мимолетные отсылки на учение Христа, не столь важно. Фильм – это не проповедь, а визуализация центрального события в христианстве».

Эберт наградил фильм четырьмя звездочками. Он подчеркнул, что понимает тех, кто почувствовал себя оскорбленным этой кинокартиной. Но также отметил, что усмотрел в «Страстях Христовым» идею того, что «необходимо полностью осознать жертву Иисуса, чтобы христианство обрело свое наполнение».

Кассовый успех

Именно поэтому для христиан фильм был и остается значительнейшим проектом Голливуда. Среди них гораздо больше тех, кто признал «Страсти Христовы», чем среди представителей других конфессий или атеистов.

Для многих критиков проект Гибсона, хоть и заработавший огромные кассовые сборы, остается, в лучшем случае, аномалией среди фильмов религиозного содержания, а в худшем – способом потешить режиссерское эго. Но верующая аудитория видит это совсем иначе.

Когда «Страсти Христовы» вышли на экраны в 2004-м, то собрали 370 миллионов долларов в США. Это были невиданные в истории кассовые сборы для фильма с рейтингом R. Такой заработок стал невольным подтверждением того, что люди хотят подобные истории. За прошедшие годы вышло два документальных фильма, рассказывающих, как «Страсти Христовы» обратили в христианство бесчисленное множество людей, причем иногда прямо в кинотеатре.

Помимо своего кассового успеха, фильм стал для христиан воплощением идеального художественного произведения среди мэйнстримного голливудского кино, посвященного вопросам религии. Фильм серьезно подходит к вере, но он преподносит ее через призму реальности.

Отношение христиан

Купаясь в волнах одобрения со стороны христиан, картина даже выдержала обвинения в эксплуатации, антисемитизме и отступлении от библейских текстов. Ведь просмотр «Страстей Христовых» через фильтры евангелия накладывает ненужный отпечаток на восприятие. Даже самые принципиальные в вопросах следования библейским источникам христиане не выражают такого активного неодобрения фильму, как зрители других религиозных взглядов.

Уважение христиан по отношению к «Страстям Христовым» продлится до того момента, пока не появится другой фильм, который станет апофеозом веры. За 15 лет этого еще не произошло. Экстремальная реакция на фильм серьезно повлияла на взгляд киноиндустрии в отношении религиозных кинопроектов. Одни скажут, что это сила евангелия. Другие - что это зрелищность жестоких сцен. Но что бы вы ни думали о Христе, невозможно отрицать силу того течения, в основу которого легло его учение.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Вы видели этот фильм? Что вы о нем думаете?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.