На британского фотографа подали в суд из-за нарушения авторских прав... обезьяны

Закон Авторские права

Эта фотография стала одним из самых известных изображений дикой природы в мире: черная обезьяна с пронзительными красными глазами улыбается в камеру фотографа, показывая свои крупные желтые зубы.

Неожиданный поворот

Фотограф

Когда профессиональный британский фотограф дикой природы Дэвид Слейтер сделал эту фотографию в 2011 году, он не мог предвидеть, что этот образ животного в конечном итоге станет упоминаться в СМИ слишком часто и даже будет иметь резонанс в России.

История, стоящая за громким судебным делом, началась в лесах Сулавеси и в настоящее время рассматривается в 9-м окружном апелляционном суде США. По пути повествование стало запутанным, растянутым и непонятным, но в основе него остается один главный вопрос: может ли обезьяна владеть авторским правом на свои фотографии?

С чего все начиналось?

Индонезия

Все началось, когда Слейтер путешествовал вокруг света и решил посетить Индонезию, чтобы сделать фотографии редких животных — хохлатых черных макак.

Проведя три дня с обезьянами, Слейтер в конечном итоге получил доверие стаи животных. «Это было довольно нелегко, — говорит он IFLScience. — Животные проходили через довольно плотные тропические леса, шли по дороге, садились под упавшими деревьями, и действительно, они были огромными устрашающими существами. Следует отметить, что звери принимали меня очень медленно. На второй день было ясно, что макаки начали абсолютно мне доверять. Когда я сел недалеко от них, животные подошли ко мне и начали прыгать около меня и играть со мной».

Обезьяна-самоучка

Обезьяна самоучка

Именно в эти моменты игры и появилась обезьяна-самоучка. Первоначально Слейтер просто хотел сделать несколько снимков среди стаи, установив камеру на журнал. Однако эксперимент продолжался недолго, так как блестящая линза привлекла внимание самих обезьян и они попытались украсть ее.

Когда самоуверенная макака впервые совершила свои вылазки к фотоаппарату, многие ошибочно предположили, что именно в этот момент животное нажало кнопку спуска затвора и сделало снимок, но Слейтер говорит, что на самом деле это было совсем не так.

Увидев интерес животных к камере, фотограф на самом деле решил установить ее на штатив в лесу, прикрепить к нему кабель спуска затвора, а затем лечь на пол и удерживать ножки штатива, чтобы он не опрокинулся. «Животные начали играть с выпуском кабеля, — говорит Слейтер. — Они клали его себе в рот, сжимали его, и я видел, как обезьяна села перед камерой и начала изображать все эти смешные гримасы».

Неправомерный акт

Авторские права

«"Википедия" решила, что нажатие на кнопки фотокамеры животным было неправомерным действием», — объясняет Слейтер. Их аргумент состоял в том, что, если снимок сделала обезьяна, именно она должна была обрести на него законные авторские права. Однако, поскольку это животное, оно не может иметь никаких авторских прав, и, следовательно, изображение является общедоступным. Такой подход к делу полностью проигнорировал творческий вклад Слейтера, который надеялся, что его снимок станет авторским.

Запросы Слейтера на удаление информации из интернета не были приняты во внимание, и он решил отказаться от борьбы. Она продолжалась до тех пор, пока не состоялась очередная конференция «Википедии». «На своем собрании в «Викимании» в 2014 году представители «Википедии» использовали распечатанные фото моей обезьяны-самоучки в качестве талисманов и поощряли людей к смелым поступкам, и сделал это сам Джимми Уэльс», — рассказывает Слейтер.

Позиция сторонников этического отношения к животным

Ассоциация по защите животных

Именно в этот момент люди, являющиеся сторонниками этического обращения с животными (PETA), подняли головы. Они следили за дебатами о том, может ли обезьяна владеть авторским правом, и решили перейти от слов к делу, чтобы доказать свою собственную точку зрения на это счет.

«Они видели комментарий, что обезьяна должна получить авторские права на изображение, но, к сожалению, животное не может владеть авторским правом», — объясняет Слейтер. Но PETA считает иначе.

Потратив сотни тысяч долларов на адвокатов, PETA решила передать спорный вопрос в суд, чтобы доказать, что животные должны получать те же права, что и люди. Но для того, чтобы спорить об авторском праве в США, для истца требуется законный защитник. Очевидно, обезьяна не могла себя представить в суде, поэтому PETA нашла приматолога, который работал с макаками. Специалист утверждает, что знал обезьяну с самого рождения.

Примат обладает своими правами

Суд

PETA включилась в это спорное дело с целью того, чтобы доказать свою собственную точку зрения насчет прав животных.

Обезьяна, которая сделала фотографию, была идентифицирована как молодой самец по имени Наруто, хотя Слейтер с этим не согласен и утверждает, что обезьяна на самом деле была самкой.

Так или иначе, Слейтер очутился не в лучшей ситуации, заявив, что на него подали в суд за нарушение авторских прав обезьяны. «Сначала я подумал, что это шутка», — говорит фотограф.

Это вопиющий случай в истории американской юриспруденции. «Судья сказал, что если правительство США хочет, чтобы обезьяны обладали этими правами, то это было бы вопросом, решаемым на уровне президента, или что-то в этом роде», — вспоминает Слейтер.

Но обезьяна обратилась за юридической помощью. «Технически обезьяне не понравилось сложившееся положение вещей, — говорит фотограф, — и она решила передать дело в вышестоящий суд. Этот призыв был услышан несколько недель назад, и в настоящее время этот вопрос стоит на повестке дня». Слейтер на 99 % уверен, что в суде победит он, но произойдет это не сразу.

«"Википедия" отнимает у меня много времени, — сетует Слейтер. — И в результате я теряю много денег».

Итог судебной тяжбы

Итог

Судебная тяжба стоила Слейтеру потери финансов, так как он не получил процентов от использования его фотографий на футболках, рекламных щитах и ​​даже обложках альбомов и тратил деньги на адвокатов для защиты. Его здоровью также был нанесен существенный урон, не говоря уже о том, что его карьера также пошатнулась.

Главная проблема этого дела заключена в том, что вся эта шумиха отвлекла людей от первоначальной причины, по которой фотограф путешествовал по джунглям. В первую очередь Слейтер стремился сделать интересные снимки обезьян. «Дело совсем не в обезьянах, — сетует фотограф. — Никто не заботится о животных, потому что все это касается авторского права и "Википедии"».

Хохлатая черная макака — вымирающий вид примата, которому угрожает охота местных жителей, считающих мясо животного деликатесом. PETA утверждает, что борется за права обезьян, но в ходе судебного процесса она психологически уничтожила человека, который просто пытался помочь животным.

  • Подписаться
  • Поделиться
  • Рассказать
  • Рекоммендовать