Когда-то мир покорили африканские вувузелы. Сегодня, чтобы возродить королевскую музыку, угандийцы выращивают национальные музыкальные инструменты

Эймс Лугулоле, 81 год, приезжает в дом, окруженный кофейными деревьями в угандийской деревне Маванга. На папирусной циновке он выравнивает и собирает трубы, которые несет в корзине. Все больше людей приезжает на мотоциклах, с барабанами и трубами. Когда они готовятся к игре, мужчины и женщины всех возрастов собираются в тени в ожидании.

”Каждый раз, когда идет представление Bigwala, люди останавливаются, чтобы послушать", - говорит Джеймс Исабирье, преподаватель кафедры исполнительских искусств Университета Кьямбого в Кампале, который с 2012 года работает с местными сообществами, пытаясь сохранить музыкальные традиции.

Хотя это было запрещено десятилетиями, Джеймс Изабирье впервые услышал Бигвалу, когда был молод. Выросший в деревне в Королевстве Бусога, одной из пяти традиционных монархий Уганды, он с раннего возраста был подвержен влиянию музыки. ”У каждого королевства были свои музыкальные традиции", - говорит он. “Когда я был ребенком, один из наших соседей, который был трубачом, умер, и все его товарищи по команде пришли играть на его похороны. Трубы назывались Бигвала.”

Королевский инструмент

Бигвалы считались королевскими инструментами, и исполнители танцевали и играли во время коронаций и других важных событий на протяжении веков. Их радостные ноты когда-то были звучанием монарха Бусоги и королевства. Но в 1966 году премьер-министр Милтон Оботе ввел в Уганде новую конституцию, которая, стремясь к объединению страны, упразднила королевства и запретила выступления Бигвалы и другие культурные практики, связанные с ними.

Люди, исполнявшие королевскую музыку, по мнению Изабирье, должны были скрываться, и музыка перестала практиковаться». Королевства были демонизированы, и исполнение музыки короля привело бы к их аресту. Музыка Бигвала, которую Изабирье слышал в своей деревне, была незаконным исполнением. К тому времени, когда президент Йовери Мусевени восстановил королевства в 1990-х годах, королевские музыкальные традиции были на грани исчезновения. В 2005 году, когда Исабирье помогал организовывать национальный культурный фестиваль, он с тревогой заметил, что только старики приходят играть и слушать Бигвалу. По состоянию на 2012 год в живых осталось только два мастера-практикующего Бигвалу.

В ответ, Isabirye сделал его своей миссией, чтобы возродить традицию. “Эта музыка является частью культурного наследия народа Басога", - говорит он. “Если эти традиции утрачены, то и народ тоже.”

Включение в список ЮНЕСКО

Он начал с подачи заявки на включение Бигвалы в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, нуждающегося в срочной охране, - статус, который также поможет обеспечить финансирование. "Многие люди даже не знали, что такое Bigwala", - говорит Изабирье, имея в виду жителей Уганды. Заявка была успешной, и пожилые музыканты, с которыми познакомилась Изабирье, жаждали передать свои навыки Бигвалы. Была только одна проблема, которую все упустили из виду. "Семена для выращивания тыкв были потеряны", - говорит Изабирье, воспоминание, над которым он смеется сегодня.

Одна из причин, по которой Бигвала имеет столь долгую историю, заключается в том, что трубы сделаны из длинношеей тыквы. "Тон труб приятен любому, и все же простота их изготовления удивительна", - говорит Изабирье. “Это просто деревенские тыквы, собранные вместе." На местном языке Лусога термин "Бигвала" относится к тыквам (набор из пяти труб разного размера), сопровождающим танцам и самой музыке. Тыквы имели повседневное применение в общине - носить питьевую воду, делать пиво, консервировать злаки, но они также были королевским символом.

Что нужно для изготовления больших труб

Чтобы сделать большие трубы, угандийцы собирают зрелые тыквы и держат их в резерве над камином около месяца. Тыквы, высушенные на солнце, не производят желаемого, насыщенного звука, и они могут треснуть. Но мягкое тепло камина обеспечивает идеальные условия для медленного высыхания тыкв. К сожалению, никто не мог найти семена, необходимые для выращивания новых инструментов.

К радости Изабирье, проектом реставрации заинтересовались не только пожилые угандийцы. Дети помогали вырезать зрелые тыквы, склеивать куски вместе, чтобы сформировать трубы различной длины (начиная со свинцовой и самой низкой трубы “Энхана”), и прикреплять новые инструменты резиновыми лентами, пока клей не высохнет.

Обучение изготовлению музыкальных инструментов

С 2015 года при поддержке ЮНЕСКО более 100 молодых людей из разных деревень Бусоги прошли обучение изготовлению тыквенных труб и исполнению музыки Бигвалы. Исабирье говорит, что Бигвала теперь является частью учебной программы для получения сертификата об образовании Уганды.

К настоящему времени было сформировано восемь групп Bigwala, и каждая из них может в полной мере исполнять музыку и танцы для своих общин. Новое поколение игроков Bigwala сыграло на трех годовщинах коронации и двух мероприятиях, посвященных Дню Кьябазинга (короля). Несмотря ни на что, молодые угандийцы продолжают традицию, которая когда-то была на грани исчезновения.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы знали, что угандийцы выращивают национальные музыкальные инструменты?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.