Что погубило всех неандертальцев? Вы будете в шоке!

Примерно 400 тысяч лет назад неандертальцы начали движение по территории современной Европы и Западной Азии. Они кочевали сотни тысяч лет, осваивали новые земли, и не было никаких причин для их исчезновения. Однако 45 тысяч лет назад наступил переломный период. На авансцене истории оказался инвазивный вид, наш прямой предок гомо сапиенс, который покинул пределы Африки и вышел на территорию Европы.Неандерталец

Следующие 5 тысяч лет до сих пор остаются загадочными для современной науки. За такой сравнительно короткий период неандерталец полностью исчез с лица Земли. Но гибель вида покрыта мраком. Ученые в разные годы выдвигали различные теории, большинство из которых выглядит, мягко говоря, неправдоподобно. Однако новое открытие направляет человечество еще на один шаг ближе к разгадке.

Вымирание вида – это сложный процесс

Процесс вымирания видов – это биологически сложный механизм. Порой ученые не могут дать объяснение, отчего некоторые популяции исчезают сегодня, не говоря уже о днях, минувших десятки тысяч лет назад. Как мы говорили, историки и антропологи выдвигают множество теорий. Высказывалось мнение, что неандертальцы были намеренно уничтожены людьми в борьбе за территории и природные ресурсы. Выдвигалось предположение, что эти два вида слились воедино, ведь маленькая толика ДНК неандертальца была обнаружена в человеческом геноме. Существует предположение, что виной всему изменение климата. Рассмотрим некоторые факты.Гибель

Ледниковый период

Эта теория до сих пор имела много сторонников и была одной из самых популярных. Как известно, неандертальцы специализировались на охоте на крупных животных, обитавших в условиях ледникового периода. Когда целой исторической эпохе пришел конец, такие животные, как мамонты и саблезубые тигры, вымерли, а вместе с ними исчезли и неандертальцы. Гомо сапиенс был более искушенным в торговых делах, это позволило продвигаться на большие расстояния и давало доступ к пище и ресурсам во времена дефицита. Эта обоснованная гипотеза, несомненно, имеет право на существование. Однако теперь появилась теория, которая переворачивает представление о вымирании наших предшественников. Рассмотрим ее подробнее.

Тропические болезни, занесенные из Африки

Согласно совместному исследованию, опубликованному в журнале физической антропологии, гомо сапиенс заразили неандертальцев тропическими африканскими болезнями, что и ускорило процесс уничтожения вида.Факт

Генетические доказательства

Эту шокирующую теорию выдвинули сотрудники двух ведущих британских университетов: Оксфорда и Кембриджа. Предпосылкой к открытию послужили доказательства того, что инфекционные заболевания на Земле появились на десятки тысяч лет раньше. Оба вида гомининов являлись легкой добычей для патогенных микроорганизмов. В доказательство выдвинутого предположения ученые исследовали ДНК-содержащие вирусы, обнаруженные в древних человеческих окаменелостях, и ДНК самих останков. Так были получены революционные выводы.

Между обоими видами существовала связь

Там не было никакой предпосылки для вражды. Напротив, оба вида могли прекрасно сосуществовать и передавать друг другу гены, связанные с болезнью. Если же тропические вирусы были переданы от гомо сапиенс к неандертальцам, разумно полагать, что последние не имели никакого иммунитета, чтобы противостоять загадочному недугу.Неандерталец

Хронические заболевания ослабили неандертальцев

Доктор Шарлота Хаулдкрофт с факультета биологической антропологии Кембриджа была одной из участниц исследования. По словам эксперта, гомо сапиенс мигрировали из Африки, а на водоемах континента процветали патогенные микроорганизмы. Так неандертальцы «познакомились» с туберкулезом, язвой желудка, двумя видами герпеса и даже ленточными червями. Эти хронические заболевания не могли мгновенно убить целый вид, однако существенно ослабить его представителей все же удалось.

В этой связи напрашиваются более современные аналогии. После открытия Колумбом Америки колонизаторы завезли в Новый свет такие страшные недуги, как оспа и корь. У индейцев не было к новым болезням иммунитета, вследствие чего вымирали целые поселения. Однако, по мнению доктора Хаулдкрофт, это сравнение не является точным. К тому же племена индейцев существуют до сих пор. Что касается неандертальцев, они были разрознены на группы, и у каждой из них был свой враг в виде неведомой доселе инфекции. Если начать складывать картину воедино, ослабление каждой группы и склонило чашу весов против выживания целого вида. Их иммунитет так и не смог приспособиться к «агрессору».Гибель

Стойкость к вирусам у ранних людей

Это открытие стало возможным благодаря новым методам выделения ДНК из ископаемых останков, а также новым технологиям, применяемым в расшифровке генетического кода. Эту теорию помог сформулировать доктор Саймон Андердаун, еще один участник исследования. Специалист изучает человеческую эволюцию в стенах Оксфорда. По мнению ученого, генетические данные многих патогенных микроорганизмов позволяют предположить, что они могли развиваться совместно с нашими предками на протяжении десятков тысяч и даже миллионов лет.

Предыдущие теории утверждали, что начало эпидемий инфекционных заболеваний совпало с сельскохозяйственной революцией (около 8 тысяч лет назад). Именно в это время ранние кочевые племена начали разводить крупный рогатый скот. Тогда патогены мутировали и перебрались от животных к людям. Считалось, что идеальная среда для эпидемий была создана за счет резкой смены образа жизни. Например, с сельскохозяйственной революцией был связан туберкулез. Факт Но после углубленного исследования выявилась совершенно иная картина. Заболевание передавалось животным в результате последовательного контакта с людьми, а не наоборот. И хотя прямых доказательств инфицирования неандертальцев человеком не получено, существуют убедительные доказательства скрещивания видов. В то время как ранние люди смогли выработать иммунитет к европейским болезням, неандертальцы не смогли противостоять африканским.