24 октября — черный день в истории ракетостроения. Хроника трагедии на Байконуре

Знаете ли вы о самой крупной катастрофе в истории отечественного ракетостроения, которая долгие годы скрывалась от общественности? 26 октября 1960 года в прессе появилось сообщение о гибели главкома РВСН М. И. Неделина, с почестями похороненного в Кремлевской стене. Причиной смерти была названа авиационная катастрофа. Лишь в конце 80-х достоянием гласности стали реальные события на космодроме Байконур, унесшие жизни главкома и еще 74 (по другим данным - 126) человек.

Что предшествовало трагедии

С 1957 года в ОКБ-586 под руководством М. К. Ягеля разрабатывалась принципиально новая межконтинетальная ракета с высококипящими токсичными компонентами. Р-16 должна была стать сдерживающим фактором ядерной мощи США. Советский Союз отставал от заокеанской державы в техническом оснащении РВСН на фоне обострения международной обстановки.

К IV кварталу 1960-го опытные образцы Р-16 были готовы для проведения испытаний. Командование РВСН торопилось их провести по двум причинам:

  • Правительство из-за Берлинского кризиса потребовало от разработчиков ускорения темпов ввода в действие МБР, оснащенной термоядерным боеприпасом.
  • Военные и конструкторы рассчитывали на поощрение в честь очередной годовщины революции, поэтому назначили испытание накануне праздничной даты - 23 октября.

Но фактически запуск был перенесен на 24-е число из-за проблем с электроникой. Государственная комиссия первоначально хотела приостановить испытания, но самоуверенное благодушие конструкторов стало причиной того, что 1-й сигнал тревоги был проигнорирован.

Огненный ад: хронология событий

После трагедии правительственной комиссией будет восстановлена полная хронология событий того страшного дня. 24 октября на 41-й площадке космодрома собралось порядка 250 человек: производственники, инженеры, военнослужащие. Возглавлял испытания лично главком РВСН, поэтому в историю черный день войдет под названием "Катастрофа Неделина".

Изделие к пуску готовилось с нарушением порядка, разработанного ОКБ. Произошло короткое замыкание, повлекшее проблемы в двигателе 1-й ступени. После устранения дефекта пуск решили не отменять. Военные торопились, ибо ракета уже находилась на старте. В 18-45 для всех была объявлена 30-минутная готовность.

Именно в этот момент произошло самое страшное: Р-16 уничтожила собственных создателей в результате несанкционированного запуска двигателя 2-й ступени. Это повлекло повреждение баков 1-й ступени и взрыв компонентов топлива.

Начался огненный ад - в небо взмыл гигантский столб пламени, разбрасывая горящие элементы на десятки метров. Огненный шквал и ядовитые пары в первые же секунды лишили сознания тех, кто находился вблизи от эпицентра аварии. Они погибли сразу. Остальные бросились бежать, но пламя распространялось быстрее. Люди умирали в муках, вспыхивая на бегу факелами.

Жертвы

Чудом выжил М. К Ягель - технический руководитель испытаний. На момент взрыва конструктор находился довольно далеко, отлучившись на перекур. Именно он отправит срочную телефонограмму в ЦК КПСС с сообщением о случившемся и просьбой о помощи. С его слов, огромное количество людей получило ожоги от огня и азотной кислоты.

Президиум ЦК принял решение засекретить аварию и создать правительственную комиссию во главе с Л. Брежневым для установления причин трагедии и выявления виновных. Так появилось траурное сообщение о гибели М. Неделина в авиационном происшествии.

О смерти других участников испытаний не говорилось ничего. На космодроме появилась братская могила, где были захоронены 56 военнослужащих. Их тела практически невозможно было идентифицировать. Главкома РВСН определили по медали "Золотая Звезда".

Останки гражданских лиц были переданы родственникам для захоронения по месту жительства. Семьям погибших были назначены пенсии.

Виновные

Комиссия назвала причиной трагедии поспешность и отсутствие должной подготовки к проведению испытаний со стороны руководства. Виновными признаны погибшие, поэтому никто наказан не был.

За М. К. Ягеля вступился лично С. Королев, который всегда признавал за учеными право на ошибку.

О трагедии, случившейся ровно 58 лет назад, общественность узнала из статьи, опубликованной в 1989 году. Она появилась на страницах журнала "Огонек".

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.