Традиции художественной антиутопичной литературы: распад традиционного общества может создать другую социальную реальность

Да, это правда. Научная фантастика не предсказывает будущее, зато помогает представить нам последствия наших сегодняшних действий. В научно-фантастических романах люди часто оказываются отрезанными от цивилизации. Но такой распад общества может помочь открыть новый мир, пускай в книгах, но все равно интересно посмотреть на другую социальную реальность.

Согласно канонам

Обычно все постапокалиптические романы начинаются одинаково: выжившие после какой-то катастрофы люди собираются в некоем полуразрушенном месте. Там они отчаянно пытаются позвать на помощь кого-то из внешнего мира, но телефонные линии не работают. Таким образом, выжившие понимают, что их судьба в их же руках. Такой вымышленный сценарий известный многим.

Интернета больше нет

Стоит отметить, что в современном мире катастрофа может возникнуть не только из-за цунами или зомби-апокалипсиса: масштабный сбой связи сам по себе может иметь катастрофические последствия. Этот момент отражен в дебютном романе британского писателя Тима Мохана «Бесконечные детали». Временные периоды здесь разделены на “до” и “после”.

В первом периоде хакер Раш закрыл доступ к коммерческому Интернету в Стокс Крофт, контркультурном анклаве Бристоля, и заменил его независимой локальной сетью. Спустя время (в периоде “после”) глобальный Интернет прекратил свое существование, и цивилизация оказалась на коленях.

Книга Мохана завоевала одновременно похвалу и критику (второго было больше, так как многим читателям был непонятен слишком запутанный сюжет), однако произведение продвигается в массы из-за того, что люди осознают, насколько они зависимы от цифровых технологий. Это проблема XXI века, но они не являются последними в давней традиции художественной литературы, которая исследует, что происходит, когда люди оказываются отрезанными от цивилизации, или когда они решают отдалиться от всего сущего. И, как и его предшественники, автор ставит вопрос, можно ли начать все сначала.

Новый мир - лучше?

Постапокалиптические истории обычно считаются антиутопиями. Идея о том, что наш упорядоченный мир уступает место чему-то новому и потенциально неуправляемому, может быть пугающей. Но Кэролайн Эдвардс, которая изучает такие повествования в колледже Биркбек (Лондон), говорит, что они часто несут утопические идеи. Она отмечает, что апокалипсис может способствовать созданию другого социального мира. Для главных героев это может показаться чем-то кошмарным, но автор ставит перед ними, собой и читателями серьезный вопрос, может ли этот новый мир стать лучше.

Томас Мор

В художественной литературе, как часто и в жизни, такие социальные эксперименты могут выжить, только в том случае если они изолированы от основного общества. Взять, к примеру, оригинальную утопию Томаса Мора, о которой он писал в 1516 году. Его идеальный мир располагался на острове. Это позволяло жителям существовать в своей реальности без вмешательства со стороны внешнего мира.

После появления этой идеи, последовали другие вымышленные утопии, где необычные общества располагались в отдаленных от других людей местах. Только в ХХ веке авторы начали всерьез писать о людях, которые оказались в новых социальных мирах из-за краха старых. Возможно, причиной этому явлению стали две мировые войны и стремительный рост населения на планете, из-за чего стало меньше обособленных территорий. Писатели учитывали эти моменты, и предположили, что логичнее всего будет представлять мир, где цивилизация полностью уничтожена, а не ту реальность, в которой люди избегают ее.

Изолированные анклавы

Как пример, можно рассмотреть один из самых ранних постапокалиптических романов Джона Уиндхема “День триффидов” (1951 год), который рассказывает о группе выживших людей, что после мировой катастрофы находят пристанище на острове Уайт. Также можно обратить внимание на более позднее произведение: роман Меган Хантер “Конец” 2017 года, где люди начинают искать убежища на дальних островах из-за изменения климата.

Изолированные анклавы современной постапокалиптической фантастики бывают разных форм, только вместо географии чаще всего описывается архитектура. Например, в отмеченном наградами романе Эмили Сент-Джон Мандель «Станция одиннадцать» (2014 год) общество встает на ноги в терминале аэропорта, окруженном акрами асфальта, после пандемии смертельного гриппа. Внешний мир может быть враждебным, но лучший из них может сформироваться в этих стенах, даже если главные герои и вытеснены из цивилизации, а не отказываются от нее. После того как первоначальный шок исчезнет, герои могут начать неохотно соглашаться со своими новыми обстоятельствами и даже приветствовать их.

Уютные катастрофы

“День триффидов” называют уютной катастрофой, апокалипсисом, где большая часть населения надеется на группу избранных, которые способны поддерживать порядок и приятное существование среди руин. В более поздних апокалипсисах речь идет о немногих счастливчиках, которые освобождают или захватывают заброшенные торговые центры или величественные архитектурные сооружения.

В новом мире, созданном после катастрофы, не всегда все плохо. Эдвардс отмечает, что в “Станции Одиннадцать” общество было выброшено из современного среды во времена лошади и телеги. Жизнь трудна и полна опасностей, но есть нечто привлекательное в пограничном менталитете, необходимом для выживания в этом новом мире.

В поисках

Черты утопического общества можно найти даже в, казалось бы, мрачных историях. Роман Дж. Г. Балларда «Высотное здание» (1975 год) особенно запоминается тем, как доктор ест собаку на балконе своей квартиры на 25-м этаже, после того как здание стало ареной для междоусобиц. Но в целом книга отражает проблему, на которую редко обращают внимание: мечты об ультрасовременной жизни уступили место реальности, в которой высотные здания не могут прочно стоять на местности. Баллард интересовался социальным срывом и тем, что происходит, когда технологические инструменты, которые нужны людям, чтобы функционировать как цивилизованные существа, у них отнимают.

Стоит только отключить

В 80-х годах прошлого веке стали доступными для общественности компьютеры и локальные сети Интернет. Вместе с этим стали появляться фильмы и книги на соответствующую тематику. Брюс Стерлинг был ведущим автором в этом направлении он первым написал о том, как сочетание высоких технологий и низкого уровня жизни привело к тому, что новые общества стали появляться в режиме онлайн.

Со временем сюжеты становились все более мрачным, и к тому времени, когда в 1999 году вышла “Матрица”, киберпространство стало чем-то от чего не можно было уже спастись. Сегодня, когда все настолько зависит от работы сети, интернет-апокалипсис является следующим логическим шагом в развитии постапокалиптической литературы.

Идея исчезновения всего Интернета может показаться причудливой, но это не выходит за рамки возможного. Беспокойство по поводу разрушающихся компьютерных сетей нарастало с начала века, когда появлялись опасения, что компьютеры могут не справиться со своей работой, что приведет к падению самолетов, запуску ракет и т. д.

Социальные эксперименты, как в постапокалиптической беллетристике, трудно представить в реальном мире. Это правда, что научная фантастика не предсказывает будущее, а, скорее, помогает представить последствия наших действий сегодня. Многие думают, что пришло время переосмыслить и преодолеть нашу зависимость от технологий. Этот процесс, вероятно, будет более постепенным, чем в литературе, но книги помогают нам лучше понять, почему он не будет легким и безболезненным.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Какое ваше любимое произведение в этом жанре?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.