Расстрел демократии или защита свобод: каким получился фильм “1993” и о чем хотели напомнить авторы

28 сентября на экраны вышла новая картина Александра Велединского "1993" по одноименному роману Сергея Шаргунова. Премьера приурочена к тридцатилетию событий, вошедших в историю как "Черный октябрь". Так режиссер хотел напомнить о скорбной дате 4 октября – расстреле Белого дома.

Однако главные действующие лица не политики, не люди, вершащие историю, а простые граждане. В фильме показано несколько дней из жизни обычной постсоветской семьи, в которой, как и во всем государстве, в эти дни происходит разлом.

Краткая историческая справка

21 сентября тогдашний президент России издал указ номер 1400 – о роспуске Верховного совета и Съезда нардепов. Этот указ противоречил Конституции и лишал Бориса Ельцина президентского поста. Однако последний продолжал исполнять обязанности главы государства, ему противостояли сторонники Конституции. На московских улицах начались беспорядки. В стране назревал государственный переворот.

В ночь на 4 октября Ельцин принял решение о штурме Верховного совета. В парламенте находились его противники, у здания – люди, готовые защищать Белый дом. Однако президент своего решения не отменил. В результате – 124 погибших, более 300 раненых. И это не считая людей, находившихся в здании.

Отличие фильма от книги

В литературном первоисточнике политики куда больше, чем в картине. Роман Шаргунова наполнен рассуждениями о советском прошлом и беспросветном настоящем.

Автор книги не только очевидец тех событий - он входил в состав думской комиссии по расследованию событий «Черного октября». Роман был издан десять лет назад, и его автор, вероятно, намеренно проводил параллели между событиями 1993 года и протестными акциями на Болотной. В фильме же этих параллелей нет, хотя тем раскола общества и семьи сегодня, конечно, больше.

Важное качество Велединского, как отмечают критики, - умение легко упрощать многостраничные романы, дорабатывая их под экран. В картине "1993" нет характерной для прозы Шаргунова тягучести, изобилия жутких сцен, как то: трупов в коллекторе, горящих людей в троллейбусе. И нет в фильме ощущения конца света. Сюжет его похож на нелепый, веселый, но местами страшный сон.

Портрет семьи на фоне горящего дома

Несостоявшийся кандидат наук (не состоялся из-за распада СССР) Виктор Брянцев в девяносто первом проникся симпатиями к Борису Ельцину. Тогда он его поддерживал – не сидя дома на диване, а бегая по улицам и расклеивая агитлистовки. Однако за два года в жизни ученого много чего произошло, и мало хорошего. Он сбежал из предприятия от тотального безденежья и устроился мастером по ремонту канализацией. Продал московскую квартиру, уехал с семьей в деревню. И теперь выращивает чеснок, держит козу, планирует построить теплый туалет, да все никак не построит. Безвременье накрыло как всю страну, так и Брянцева, и его жену, и дочь.

«Мне бы очень хотелось, чтобы наша семья приспособилась к новым реалиям жизни», – говорит главный герой жене и дочери. Однако сам едва ли готов приспосабливаться.

Он, на излете развала страны веривший в идеи о свободе, когда эта свобода наступила, по всяком случае, была громко обещана, не нашел своего "места под солнцем". А сосед Янс, много лет преподававший марксизм-ленинизм, перестроился – обзавелся роскошным особняком, иностранным автомобилем и планами уехать в Израиль. И Брянцев ему тихо завидует, сидя в своей "избе" у советского телевизора. А по телевизору – клип группы "Ноль", реклама вентиляторного завода и жуткие новости.

Москва делится на два лагеря, на сторонников президента и на оппозицию. Нечто подобное происходит и в семье Брянцева. Жена - ярая противница большевистских реваншистов. А он не то чтоб их поборник, но сильно разочарованный в Ельцине, предавшем Конституцию. Дочь тем временем страдает от любви к бандиту.

"Портрет семьи на фоне горящего дома" - так эту историю описал автор романа. И эта формулировка подходит и фильму Велединского, который, к слову, уже не раз мастерски передавал на экране мрачноватый дух девяностых ("Живой", "Русское", "Географ глобус пропил").

Актеры

Евгений Цыганов отлично вписался в роль сантехника-ученого. Как и его коллеги, он не играет, а живет в своей роли. Фильм держит зрителя в напряжении не содержанием, а эмоциями. Во многом благодаря актерскому составу.

В ролях Екатерина Вилкова (сыграла жену Брянцева), Александр Робак, Александра Ребенок, Максим Лагашкин, Сергей Баталов.

Музыка

Фильм на дает ответов на вопрос о том, что же произошло в те октябрьские дни тридцать лет назад. Это не историческая картина. Однако быт 90-х, всем знакомый, пока еще не забытый, передан мастерски и с любовью. И удивительно точно подобрана музыка – песни «Гражданской обороны», Янки Дягилевой, «НОМ», «Колибри», «АукцЫона», Бориса Гребенщикова.

Критика

События октября 1993 года - это не просто одна из страниц истории России. Возможно, это переломный момент, важность которого осмыслить нам еще предстоит. Не так много книг и фильмов создано на эту тема. Однако Александр Велединский не навязывает зрителю свою точку зрения, но на примере истории одной семьи как будто предлагает задуматься о роли "Черного октября" (его еще называют кровавым) для современного российского общества. Правда, делает это так ненавязчиво, что невдумчивому зрителю может показаться: вышел всего лишь очередной фильм о 90-х.

Критики благосклонно отнеслись к картине. Дарья Митина заявила, что "документ эпохи получился довольно неплохой". Михаил Трофименков назвал фильм "гражданским поступком". По его мнению, Цыганов и Вилкова сыграли свои лучшие экранные роли.

«1993» попал в перечень самых ожидаемых картин 2023 года по версии "ПрофиСинема".

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Вы уже успели посмотреть этот фильм?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.