В прокат вышла драматическая история школьницы выпускного класса, которая в попытке “хайпануть” обвиняет известного артиста в домогательствах, грозящих ему реальным сроком. По мере расследования дела главная героиня все больше размышляет над границами надуманного и реальности. Хватит ли ей мужества признаться в своей ошибке? Или лучше так и остаться в статусе жертвы? Разбираем фильм “Лгунья” (2024).
Как стать звездой
Семнадцатилетняя Ева (Елизавета Ищенко) подрабатывает летом в кафе. Зашедший однажды известный певец Александр Воронов (Стас Старовойтов) явно не в духе, грубит девушке и демонстративно швыряет купюру. Поступок кажется неприличным и оскорбительным, расстроенная девушка убегает за задний дворик, а когда певец хватает ее за руки, начинает кричать так истошно, что на помощь прибегает прохожий Лев (Арсений Вейс). Девушка ничего другого не придумывает, кроме как обвинить Воронова в домогательствах.
Так начинается долгое разбирательство, порученное следователю Марине (Марьяна Спивак). Будучи мужененавистницей, она мечтает посадить за решетку Воронова, считая, что знаменитостям часто дурные проступки сходят с рук.
Между тем Ева оказывается втянута в водоворот смешанных чувств и эмоций: с одной стороны, она понимает, что нельзя наказывать невиновного человека, ведь всю историю с домогательствами она выдумала, с другой стороны – неожиданная слава и поддержка, свалившиеся на ее девичьи плечи.
История о проблеме выбора
С этого момента фильм “Лгунья” оголяет проблему непростого выбора, а также честности перед собой. Собственно, интрига заканчивается, но авторы не спешат прощаться со зрителем. Впереди – мучительный процесс внутреннего противоборства главной героини, растянутый на полтора часа экранного времени. Скажет она правду или нет – вопрос, ответа на который зрители ждут от картины.
При этом слабо, но все же сюжет наполняется драматическим накалом, когда к поддержке школьницы присоединяется не только следовательница, но и родители вместе с общественностью. Еву приглашают на ток-шоу, с ней заводят дружбу сверстники, и при такой царящей вокруг ее персоны шумихи признаться в обмане все тяжелее и труднее.
Большая маленькая ложь
Что до Воронова, то он подпадает под понятие “жертва культуры отмены” и всячески старается отмыть свое грязное имя. Но делает это простыми, не требующими особых затрат способами: посетить какой-нибудь фонд помощи и заняться (желательно публично) благотворительностью. Кажется, что в нем пробуждаются новые чувства, из-за случившегося он способен переродиться, трансформироваться. Однако герой поступает так, как, наверное, в реальной жизни поступили бы знаменитости: выбирает действие, которое будет одобрено социумом.
“Все мы немного врем”
Если говорить о культуре отмены, в фильме “Лгунья” проявляются перегибы этого явления. Сюжет основан на романе израильской активистки, а роман - на реальных событиях. Поднимаемая тема, пусть и адаптированная под российские реалии, остается этаким ответом на движение #MeToo, которое несколько лет назад имело на Западе большую популярность. И хотя наша страна прямого отношения к этому движению не имеет, отнюдь не кажется, что российский фильм опоздал во времени.
Сюжет фильма “Лгунья” демонстрирует оригинальный взгляд на поднимаемую проблему, в то же время намекая на то, что каждый человек хоть раз в жизни лгал. Стоит ли это рассматривать как авторское оправдание? Рассуждать можно долго. Но очевидно одно – авторы концентрируются именно на идее “все мы немного лжем”, все более опутывая развитие событий паутиной обмана, которую продолжает плести 17-летняя школьница-врушка.
Маленькие сильные женщины
Отдельного упоминания заслуживают взрослые, чьи образы получились по-отечественному очень карикатурными. Почему по-отечественному? Они готовы к самосуду, собственноручно решая, виновен или нет и какое наказание следует вынести.
В фильме “Лгунья” таким персонажем является яркая следовательница, вечно сердитая на мужчин. Своими карикатурными диалогами и поступками она как будто доказывает, что взрослые знают лучше подростков, потому последним ничего не остается, кроме как кивать в знак согласия.
Знает ли 17-летняя Ева, где правда жизни? Определенно нет. Ей и не нужно, пока рядом есть героиня Марьяны Спивак, решающая за нее. И лишь в редких сценах, когда Ева в очередной раз задумывается о произошедшем, на основе ее образа мы видим, какими неопытными, наивными, но сильными бывают подобные ей маленькие женщины.
Подражание, преображение, трансформация
В сюжет фильма “Лгунья” авторы осознанно добавляют второстепенных персонажей и уделяют им экранное время. Но эти персонажи лишь еще больше восторгаются смелостью Евы, поднимая планку до предела. Так, пережившая реальное нападение девушка Саша (Даша Верещагина) много общается с Евой на “эту тему”, а младшая сестра Майя и вовсе завидует ее “успеху” и удивляется ее преображению. Но разве здравомыслящий человек назвал бы ситуацию, в которой оказалась главная героиня, успехом?
Действительно, Ева переживает трансформацию. Теперь она научилась краситься, выбирает стильные платья и знает, как понравиться. При этом, если забыть о ее лжи, она не отталкивает. Героиня искреннее пытается построить отношения со Львом – тем самым молодым человеком, что прибежал на ее крики о помощи. Их отношения строятся на принципе ощущения своего героизма, каждому из них важно почувствовать одобрение окружающих в том, какие они молодцы. Подобное сближение навеивает воспоминания о другом подростковом фильме режиссера Юлии Трофимовой “Страна Саша”, только сейчас события разворачиваются средь белого дня на улицах города.
Попытки встать на защиту мужчин
Авторы фильма “Лгунья” (2024) сделали повествование нейтральным и мягким с точки зрения отношения к главным героям. Ева и Воронов – главные персонажи, вокруг которых строится палитра эмоций, рождаются суждения и взгляды, которые у каждого зрителя могут быть свои. Кто из персонажей вызывает большую симпатию или отторжение? Удивительно, но “Лгунья” создает попытки встать на защиту мужчин. В особенности известных мужчин, которые, в свою очередь, устали от назойливого внимания девушек. Не перешла ли границы Ева, когда добивалась внимания известного певца, ответившего ей грубостью? Не должна ли была она понимать, что у известных персон есть собственные границы?
Непростая история
Зрительские отзывы о фильме “Лгунья” говорят о том, что эта история получилась не житейской былью, а летней сказкой с оттенком юмора: хочется просто посмеяться над случившимся. Главная героиня увлекается ложью, за ней по пятам следует ее новоиспеченный спаситель Лев. Получилась неидеальная ложь, придающая экранной истории жизни, желания дышать и любить. Актеры “Лгуньи” на зрителей тоже большого впечатления не произвели.
Возможно, авторы намеренно повернули фильм в сторону легкой несерьезности, словно желая проучить главных героев, а не наказать. Истории о домогательствах должны вызывать бурные обсуждения у аудитории и, конечно, не должны стать “простыми историями” для легкого просмотра.
Заключение
Ложные обвинения в домогательствах как отправная точка, на которой строится все повествование, встречаются часто. Но в фильме “Лгунья” это показано “на легкой волне”: перед нами не социальная драма, а подростковая меланхоличная комедия о встрече со взрослыми трудностями.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание