В прокате появилась социальная драма о сложностях отношений “Ячейка общества”. Написала сценарий и сняла фильм Алена Званцова, для которой, по ее признанию, истории про кризис среднего возраста с учетом личного опыта являются благодатной почвой. Эта картина показывает утилитарную историю, когда еще ничего не нажито, не прожито достаточно, когда не накопился багаж того, о чем можно рефлексировать. “Ячейка общества” стала еще одним проектом, разбирающим тему проблем в семье глазами молодых супругов, ищущих себя за пределами счастливого дома.
О чем фильм
В центре повествования “Ячейки общества” находятся супруги и их 6-летняя дочь Варвара. Молодые родители Кирилл и Саша (Кузьма Котрелев и Анастасия Красовская) впервые отдают дочь в сад. Событие остается практически незаметным для Кирилла, но Саша испытывает смешанные чувства. С одной стороны, это важный шаг в взрослении еще пока маленькой дочери, с другой стороны, появившаяся в жизни молодой матери свобода ложится на плечи тяжким грузом. Саша не знает, как скоротать время и чем себя занять, пока Варя целый день в саду, а Кирилл с утра до ночи пропадает в своей успешной развивающейся IT-компании.
Саша готова заниматься чем угодно: танго, курсы игры на аккордеоне, шопинг. Помощь с детским спектаклем в саду сводит ее с отцом другой девочки. Кажущийся более взрослым и серьезным Глеб (Семен Шкаликов) вызывает симпатию. Определенно внешность не играет никакой роли – в этой близости двух героев прослеживается простое желание оказаться с кем-то рядом.
Узнаваемая история
Сюжет фильма “Ячейка общества” разрастается снежным комом, летящим на всех главных героев, включая Кирилла: рано или поздно начавшийся флирт, быстро перерастающий в роман, доберется и до него. Вчерашний счастливый брак под большой угрозой. Супруги, которые вместе явно не первый год, кажется, до конца не знают, как спасать отношения, и не понимают, вступили ли в фазу кризиса. При этом Кирилл не хочет, чтобы брак напоминал пытку: он ставит в пример родителей и советские стереотипы о том, как семью нужно спасать любой ценой. Сам главный герой вынужден работать много, хотя сюжет не раскрывает деталей, в чем конкретно заключается его работа.
И это отличительная особенность фильма “Ячейка общества”. Из сюжета как будто намеренно убирают лишние детали и второстепенных персонажей, не переключая внимание зрителей от разрастающейся проблемы главных героев. Потому, к примеру, мы не увидим старых друзей пары, говоривших в свое время Саше, что Кирилл ей не подходит.
Как скучно жить
Первые зрительские отзывы о фильме “Ячейка общества” говорят о его схожести с лирическим советским кино прошлого века. Скука становится основным двигателем конфликта. Создается впечатление, что создатели как-то иначе представляют современных 25-30-летних родителей, а сами они, авторы фильма, заметно старше. Возможно, потому авторы представляют героев не до конца повзрослевшими детьми, которым рано пришлось обзавестись семьей и ребенком и которые не готовы к совместным трудностям.
Отчасти проблема Саши – скука – связана с невозможностью найти подходящую работу генетика (с соответствующим дипломом об образовании). Попытки Кирилла преподносить ей маленькие презенты и хоть как-то делать ее счастливой тоже не помогают. Жизнь Саши кажется обыденной еще и потому, что в ней многие зрители узнают себя. Молодая мать слоняется по городу, убирает квартиру и вечерами ждет мужа с работы, а по выходным мечтает о совместном времяпрепровождении.
Семейный уголок – своеобразная броня для Саши. Героиню часто можно увидеть в вязаных свитерах размера оверсайз, и это ее собственные доспехи, которые она носит, находясь в теплом, пушистом коконе, защищающем от внешнего мира.
Все начинается с мыслей
Изначально демонстрирующий семейную идиллию, фильм “Ячейка общества” подсаживает зрителя на крючок одним лишь намеком на возможную измену. Подобные мысли в голове Саши начинают работать очень быстро: вот она переживает из-за долгого отсутствия простого человеческого общения, недовольна лишним весом и невольно радуется, что новый знакомый из сада обращает на нее внимание. Непонятно, почему она полагает, что стала никому не интересна. Охлаждение супружеских чувств ощущает Кирилл, а перемены в настроении Саши сказываются на качестве его работы: видно, что ему не все равно, а значит, он все еще любит супругу.
Проблемы маленькой женщины
Фильм “Ячейка общества” (2024) сосредотачивается на основных слагаемых семейного уравнения: супруги, ребенок и потенциальный любовник. Большинство сцен проходит в домашних интерьерах, картина не отличается богатством локаций. Но это не лишает фильма попытки показать проблемы молодой семьи: собственного жилья у них нет (из-за арендной платы Кирилл и вынужден так много работать), у каждого остаются нереализованные амбиции, а баланс между семьей и работой все еще не найден.
Сюжет фильма “Ячейка общества” быстро и уверенно отводит любящего отца и мужа на второй план, оставляя в центре только Сашу. По сути, это фильм о ней – маленькой женщине и ее трагедии. Но не стоит слишком углубляться в драму. Напротив, создатели ясно дают понять, что герои наполнены оптимизмом, мимолетный роман Саши, скорее всего, закончится, а через любые семейные кризисы можно пройти.
Формула счастья у каждого своя
Для режиссера и сценариста Алены Званцовой “Ячейка общества” остается историей о том, как люди пытаются жить, опираясь на навязанное мнение. Создать семью – естественное желание большинства людей на планете. Вопрос лишь в том, что многие, создав семью, живут благополучно только внешне, делая вид, что все в порядке, и боятся заглянуть внутрь: вдруг откроется что-то, о чем лучше не знать?
Но внешняя оболочка не означает счастье и гармонию внутри, семейные отношения как раз строятся изнутри. Главные герои фильма “Ячейка общества” этого не понимают; им ближе позиция показать всем, что все хорошо. Каждое поколение рождает свой шаблон, по которому строится жизнь. Однако это не означает, что такой шаблон вписывается в конкретную ячейку общества.
Неготовое поколение
Отзывы о “Ячейке общества” сравнивают ее с картинами Ингмара Бергмана. Кажется, Алена Званцова пыталась сделать “драму на разрыв аорты”. Не стоит забывать о психологическом насилии, которое в отношениях супругов тоже присутствует: они не единожды буквально “выносят друг другу мозг”, неспособные договориться, чем считать их брак сегодня. Так и хочется оказаться по ту сторону экрана и если не надавать героям тумаков, то постараться хотя бы объяснить, как и почему нужно себя вести.
Но все обусловливается банальным оправданием: молодые супруги не готовы ко взрослой жизни, не могут в полной мере нести ответственность за свои отношения, незрелы во многих аспектах. Данный фильм – отличный пример для поздних миллениалов о том, каким бывает кризис в отношениях.
Заключение
Несмотря на то что актеры “Ячейки общества” гармонично вписались в супружескую пару, переживающую кризис, для многих зрителей картина осталась непонятной. Что конкретно хотели показать авторы? Несомненно, поднимаемая тема небанальна и в то же время актуальна, так как распространена повсеместно. Было бы неправдой сказать, что фильм пытается обидеть поколение зумеров, показать, что современная семья не для каждого или что вышедшим из декрета мамочкам не хватает мужского внимания. Любой фильм должен стать диалогом со зрителем. В случае с “Ячейкой общества” это монолог о том, каким бывают неспособные пока стать взрослыми дети сегодняшнего времени.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание