Занятия музыкой стимулируют развитие мозга и наших способностей: мнение ученых

Родители хотят дать своим детям все самое лучшее. Например, привить любовь к искусству. Из самых лучших побуждений мамы и папы заставляют своих чад обучаться игре на музыкальных инструментах. Для детей это становится настоящим адом. Они с нетерпением ожидают того момента, когда окончат музыкальную школу и смогут навсегда забыть об этой пытке. Но даже если вы не любите музыку, даже если вы больше некогда не прикасались к инструменту, это не значит, что занятия прошли для вас даром. Оказывается, музицирование очень полезно для развития возможностей мозга.

Установление связи между правым и левым полушарием

По результатам исследований ученые сделали вывод, что занятия музыкой способствуют активной выработке белого вещества, которое отвечает за взаимосвязь между полушариями мозга. Это значит, что творческая и аналитическая стороны начинают работать сообща. Таким образом, у человека появляется способность к креативному решению проблем. Он может с легкостью найти выход из таких ситуаций, в которых растеряются другие.

Интересно, что не все, кто в детстве занимался музыкой, обладают такими способностями. Наиболее выраженная взаимосвязь правого и левого полушарий мозга отмечается у тех, кто начал обучение до 7 лет. Чем дольше проходило обучение, тем сильнее будет взаимодействие творческого и аналитического механизмов.

Повышение исполнительной функции мозга

Занятия музыкой стимулируют выработку так называемого белого вещества, которое отвечает за принятие решений, обработку и сохранение информации, переориентирование мышления. Музицирование в раннем возрасте способствует развитию интеллекта. Также последние исследования доказывают, что обучение игре на инструментах способствует лечению детских неврологических заболеваний. В частности, положительная динамика была отмечена у юных пациентов с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Улучшение обработки речи

Когда ребенок занимается музыкой, он постоянно слышит звуки и вибрации, учится различать и анализировать их. Исследователи Массачусетского университета выяснили, что распознавание музыкальных звуков способствует лучшему распознаванию речи. Дети могут слышать и понимать не только отчетливую речь, но также тихие или смазанные звуки. Только по первым буквам они могут угадывать все слово. Это способствует быстрому речевому развитию и хорошей успеваемости в учебе.

Такую взаимосвязь исследователи объясняют тем, что музыка и речь имеют общие характеристики - тон, высоту, тембр, длительность и так далее. Таким образом, обрабатывая их, мозг задействует одни и те же нейронные механизмы.

Увеличение объема памяти

Люди, которые получили музыкальное образование, обладают лучшей вербальной памятью, чем все остальные. То есть они запоминают услышанное намного лучше. Немецкие исследователи провели эксперимент, в котором были задействованы второклассники. Была выделена группа детей, которые должны были еженедельно по 45 минут заниматься музыкой. Через некоторое время был проведен тест. Все дети читали набор слов, а потом должны были воспроизвести его. Так вот, те дети, что занимались музыкой, справились с заданием гораздо лучше. Более того, эта информация отложилась у них в голове на длительный промежуток времени.

Развитие эмпатии

Эмпатия - это способность чувствовать чужие эмоции и переживание. Эту способность в людях развивает музыка. Дело в том, что все мелодии имеют эмоциональную окраску. Занимаясь музыкой, дети учатся распознавать чувственные ноты и понимать, какое настроение они несут. В дальнейшем эта способность проецируется на сферу человеческих отношений. По голосу и интонации человек может улавливать эмоциональные сигналы в разговоре. Он может понимать, в каком настроении пребывает собеседник.

Также исследователи выявили, что занятия музыкой благотворно влияют на состояние детей с эмоциональными проблемами восприятия. В частности, были отмечены положительные изменения у детей-аутистов.

Замедление старения мозга

Мозговая выгода, полученная от занятий музыкой в детстве, не ослабевает с возрастом. Даже если обучение было прекращено в юные годы, его положительное воздействие будет отмечаться и тогда, когда человек станет пожилым. Канадские исследователи провели эксперимент, в котором задействовали людей в возрасте от 60 до 83 лет. Те из них, которые в детстве занимались музыкой, идентифицировали речь на 20 % быстрее, чем остальные. Также у них была лучше развита сенсорная память. Наилучшие результаты отмечались у тех, кто занимался музыкой не менее 10 лет.

Развитие способностей к математическим наукам

Это может не быть явным, но на самом деле у в музыке очень много математических моментов. Аккорды, октавы, ритмы, размеры и так далее - все это поддается исчислению и указывает на глубинную корреляцию между искусством и точными науками. Исследователи провели статистическое исследование среди учеников средней школы. Те из них, которые в раннем детстве занимались или продолжают заниматься музыкой, делают гораздо большие успехи в математике, чем остальные.

Было проведено еще одно фундаментальное исследование, доказывающее связь между музыкой и математикой. В эксперименте было задействовано более 100 тыс. студентов разных университетов мира. Некоторым из них предложили пройти курс инструментальной музыки. В итоге эти студенты показали гораздо лучшие результаты на экзаменах по точным наукам.

Улучшение моторики

Игра на музыкальных инструментах требует ловкости рук, а также хорошей координации движений. Дети, которые занимались музицированием с раннего возраста, переносят эти навыки во взрослую жизнь. Развитая моторика помогает им быть успешными в других сферах деятельности.

Исследователи из Университета Монреаля выяснили, что люди, которые начали обучаться игре на инструментах раньше 7 лет, имеют более развитую моторику, чем все остальные. Благодаря сильным нейронным связям в мозговых полушариях они демонстрируют более ловкую и гармоничную двигательную активность, лучше ориентируются в пространстве.

Укрепление психического здоровья

В соответствии с многочисленными исследованиями, люди, которые в детстве обучались игре на музыкальных инструментах, менее склонны к агрессии и реже страдают от депрессии. Это связано с тем, что напряженные уроки и восприятие эмоционального звучания готовит их к чувственному контролю и концентрации.

Ученые выяснили, что у людей, которые занимались или продолжают заниматься музыкой, более толстая кора головного мозга в тех участках, которые отвечают за эмоциональность, тревожность и впечатлительность. Другими словами, те, кто когда-то имел дело с музыкой, менее восприимчивы к стрессу, они реже сталкиваются с симптомом выгорания, реже страдают от головных болей.

Повышение самооценки

Ментальное здоровье, которое приобретается благодаря музицированию, впоследствии перерастает в обостренное чувство собственного достоинства и высокую самооценку. Исследователи авторитетного психологического журнала выяснили, что дети, которые регулярно получают уроки музыки, чувствуют себя более уверенно, чем остальные. И это чувство переносится во взрослый период. Это связано с тем, что музыка - это достаточно сложное искусство. Постигая сложный механизм игры на том или ином инструменте, человек чувствует некоторое превосходство над тем, кто этого не сделал.

А вы в детстве занимались музыкой?
Добавить смайл
  • :smile:
  • :wink:
  • :frowning:
  • :stuck_out_tongue_winking_eye:
  • :smirk:
  • :open_mouth:
  • :grinning:
  • :pensive:
  • :relaxed:
  • :heart:
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 6
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.