Почему большинство людей — плохие рассказчики?

Самосовершенствование Оратоское искусство

Что лучше: рассказывать в компании друзей новые истории либо периодически повторять одну и ту же, но с небольшими видоизменениями? Оказывается, даже если вы в сотый раз обратитесь к воспоминаниям, связанными с любовными интригами студенчества, и повторите рассказ слово в слово, люди будут вам благодарны. За что же им вас благодарить? За то, что вы избавили их от логических сложностей, которые неизбежно влечет за собой новая история. Согласно новому научному исследованию, многие из нас предпочитают слышать старые байки, а все потому, что собеседник не обладает талантом рассказчика.Рассказывать

Дар красноречия и артистизм есть не у всех

Вот что сказал в своем заявлении автор исследования, психолог из Гарвардского университета Дэниел Гилберт: «Когда наши друзья пытаются пересказать сюжетную линию нового фильма, обычно мы находим это повествование скучным и нудным. Иногда мы можем испытывать растерянность и непонимание. Иногда мы разделяем с ними восторг. Переживания, вызванные просмотром картины, настолько сложны, что ваши друзья не могут обличить их в слова. Когда наступает наш черед рассказывать свою историю, мы совершаем ту же самую ошибку. Теперь друзья поставлены в тупик новой историей».Истории

Первый эксперимент

Для того чтобы выяснить, почему же люди являются плохими рассказчиками, доктор Гилберт с коллегами попросили 90 добровольцев разбиться на группы по три человека. Один из каждой команды брал на себя роль рассказчика, двое других довольствовались ролью слушателя. Ученые предлагали участникам различные ситуации. В некоторых случаях все трое смотрели одно и то же видео, в других случаях кадры мог видеть только рассказчик. Далее участникам предстояла вторая часть испытания. Спикер рассказывал историю другим участникам своего мини-коллектива, но перед этим он давал прогноз относительно того, какую историю предпочтут услышать его коллеги (незнакомую или знакомую).Люди

Промежуточные итоги

Как оказалось, выступающие переоценили желания партнеров по эксперименту. Они думали, что другие участники предпочтут услышать историю, которую они еще не видели. Все оказалось в точности до наоборот. Слушатели с большим энтузиазмом принимались «узнавать» тот ролик, который недавно видели сами. Как видим, новые истории были не по нраву участникам эксперимента.Рассказывать

Второй эксперимент

Для второго исследования было набрано 150 новых участников. Исследователи применили ту же схему, но теперь просили самих слушателей сделать прогноз. Какие истории им понравятся больше: новые или уже знакомые? Слушатели, как и рассказчики, также переоценили свои возможности. Они были уверены, что им понравятся новые истории, но вышло все наоборот. Исследование показало, что знакомая история воспринимается лучше.Рассказывать

Почему новые истории всегда проигрывают?

Почему и слушатели, и рассказчики заблуждались и не смогли сделать точный прогноз? Доктор Гилберт и его коллеги полагают, что добровольцы недооценивают всю сложность, с которой сталкивается рассказчик во время устной передачи новой информации. Чтобы проверить свои догадки, исследователи предложили людям к просмотру 43 видео на две темы (разговор об интеллекте воронов и интервью с владельцем бакалейного магазина). Как оказалось, люди были склонны доверять начинающим рассказчикам не меньше, чем профессионалам, при условии что эту историю уже слышали.Истории

Без внимания остается много важной информации

По мнению авторов исследования, люди являются «ужасными рассказчиками, которые оставляют вне поля зрения много важной информации. Вашим друзьям, вероятно, было бы приятно слышать о картине, которую они никогда не видели, но вы не являетесь искусствоведом. Вы бы могли кратко пересказать содержание книги, которую ваш брат никогда не читал, но вам не хватает словарного запаса и актерских навыков. В итоге вы не можете описать эти вещи так хорошо, как это делают профессионалы. К сожалению, большинство из нас этого не могут».Люди

Завершающий штрих

Там был еще один эксперимент, который проводился с рассказчиками и слушателями, имевшими или не имевшими приятельских отношений. Дружба с рассказчиком автоматически повышала степень понимания. Нашим друзьям намного легче, когда мы напоминаем, что они уже знают эту историю. Мы слишком беспокоимся об эмоциональной составляющей захватывающего повествования, но забываем о некоторых фактах и нюансах. Это и сбивает с толку слушателей.

  • Подписаться
  • Поделиться
  • Рассказать
  • Рекоммендовать