Почему некоторые регионы на Марсе запрещено исследовать?

Существует небольшая, но все же весьма весомая вероятность того, что на Марсе когда-то существовала микробная жизнь, возможно, ее следы остались на (или под) поверхности красной планеты даже сегодня.

Именно по этой причине на Марсе существуют определенные области, которые находятся вне зоны доступа для будущих исследований, будь то автоматизированные марсоходы, роботы или люди. Это особые регионы.

Жизнь на Марсе?

марс

Раньше считалось, что Марс – холодная и безжизненная планета, совсем непригодная для жизни, по крайней мере, в той форме, в которой мы привыкли наблюдать ее на Земле.

Сегодня следы воды и остатки льда под поверхностью Марса заставляют ученых усомниться в безжизненности красной планеты. Если мы надеемся в будущем отыскать следы марсианской жизни, нам стоит сегодня обратить особое внимание на возможность контаминации (заражения) Марса нашими земными микроорганизмами.

К счастью, большая часть поверхности Марса не способна предоставить подходящие условия для поддержания земной жизни, но ученые предполагают наличие некоторых «особых» областей, где микробы, занесенные на Марс с поверхности космических кораблей, могли бы обосноваться.

Это не только привело бы к ложному обнаружению жизни на красной планете, но и нарушило бы этические и научные нормы по защите и охране межпланетного пространства.

Особые зоны

регионы

Таким образом, ученые пришли к соглашению об определении и создании особых зон, в которых земные организмы смогли бы размножаться с наибольшей вероятностью. Кроме того, в этих же областях ученые надеются однажды обнаружить марсианские микроорганизмы.

Особая область – та, где есть следы или наличие воды, подходящая температура и содержание более высокого процента благоприятных для жизни минералов и газов вроде метана.

Где они?

микробная жизнь

Не все так просто!

У ученых есть все – определение «особой зоны» и порядок ее потенциального изучения, но нет самой зоны. Ученые пока не выделили ни одной потенциальной «особой зоны» на Марсе.

По какому поводу тогда весь сыр-бор?

Дело в том, что существование таких областей на Марсе научно обосновано, несмотря на то что еще не обнаружено. Вполне вероятно, что совсем скоро найдется как раз такая зона, с водой, метаном и подходящей температурой, и тогда все законы и правила будут уже готовы. Останется только приступить к изучению.

Теории о жизни на Марсе

зоны

Ученые полагают, что когда-то на поверхности красной планеты было огромное количество воды, возможно, целый океан в северном полушарии. Кроме того, у ученых есть основания полагать, что атмосфера Марса была более плотной, что гарантировало подходящие для жизни условия – защиту от солнечной радиации, температуру и прочее.

В какой-то момент, миллиарды лет назад, Марс по неизвестным пока причинам потерял свое магнитное поле, а соответственно, и благоприятную атмосферу, что привело к мгновенному испарению воды с поверхности. Однако неглубоко под корой Марса еще сохранился лед, в котором ученые надеются обнаружить следы древней жизни.

Для чего они нужны?

изучение

Если «особые зоны» на Марсе действительно обнаружатся в скором времени, то возникнет ряд проблем, которые ученые стремятся решить заранее. Одной из таких проблем является стерилизация космических кораблей и научного оборудования, которое будет послано для изучения этих зон.

Сегодня космические корабли, запускаемые на Марс, обязательно проходят стерилизацию, однако все равно присутствует риск переноса на их поверхности особо «живучих» микроорганизмов.

Карта

ученые

В 2006 году была составлена карта потенциальных «особых зон» на Марсе. Это в основном те области, в которых по исследовательским данным лед находится не глубже пяти метров.

Крайне важно охранять эти регионы, ведь космические корабли при приземлении создают кратеры глубиной в пять метров или больше.

Правила

исследование

В 2016 году было решено, что предсказать «особую зону» с Земли слишком сложно. Ученые решили, что при изучении нового потенциального региона, следует придерживаться ряда правил. Например, можно отправить в новый регион космический корабль, только если он будет правильно продезинфицирован и стерилизован. Комитет по космическим исследованиям в рамках соглашения о защите планет отрегулировал пять уровней стерилизации оборудования.

Оборудование для изучения регионов, в которых не может поддерживаться земная жизнь проходит процесс очистки первого уровня – стандартная стерилизация, способная уничтожить большинство микроорганизмов.

Что касается кораблей, высаживающихся в областях с потенциально подходящими для жизни условиями, как, скажем, на Европе, Титане и даже Марсе, их следует подвергать тщательному процессу очистки от любого типа микробов и микроорганизмов.

«Викинг 2»

Космический корабль «Викинг 2», который отправили на Марс для изучения потенциально биологически интересной области красной планеты, известной как Utopia Planatia, приземлился в 1976 году.

По прибытии корабля на место назначения выяснилось, что область не может поддерживать жизнь на поверхности, хотя позже под поверхностью был обнаружен лед. Оказалось, что единственная на сегодняшний день экспедиция, отправленная на Марс для поиска жизни, была неудачной.

Однако процесс стерилизации корабля «Викинг 2» сочли крайне полезным. Корабль 54 часа держали в «кастрюле» – специальной алюминиевой защитной оболочке – при температуре 101,7 °C. Сегодня этот процесс называется четвертым уровнем стерилизации.

Пятый уровень стерилизации

планета

Миссии пятого уровня рассчитаны не просто на обнаружение жизни и изучение ее на месте, но и на перевозку образцов инопланетной жизни на Землю.

В этом случае, кроме того что высаживающийся на поверхность Марса или Европы корабль должен быть стерилизован как «Викинг 2», он должен содержать несколько совершенно изолированных капсул, в которых можно было бы транспортировать образцы, не боясь их контаминации.

Безопасность Марса

До сих пор проблем с «особыми зонами» не возникало. Ни один из регионов красной планеты полностью не соответствует их определению, и пока не планируется изучать новые места. Кроме того, последние исследования показывают, что поверхность Марса может быть еще более смертельной для земных микроорганизмов, чем мы думали раньше.

Наиболее интересные регионы, где потенциально могут быть обнаружены следы жизни, находятся в крайне труднодоступных местах, куда пока не в состоянии добраться даже самые современные марсоходы.

Потенциальные конфликты

В будущем, однако, ситуация может измениться. Учитывая то, как молниеносно развиваются новые технологии, а также повышенный интерес частных компаний к исследованию космоса и других планет, у ученых возникают вполне оправданные опасения, что изолированность инопланетной жизни может оказаться под угрозой.

Начнем с того, что генеральный директор SpaceX Илон Маск озвучил пугающе «наполеоновские» планы по исследованию Марса и организации на его поверхности первой колонии переселенцев с земли. Уже в ближайшие десять лет SpaceX планирует провести несколько беспилотных и пилотируемых экспедиций на красную планету. Не за горами и экспедиции на Европу и Титан.

Благодаря тому что Комитет по космическим исследованиям заключил соглашение о защите планет, сегодня любая частная организация, планирующая космические экспедиции и высадки, обязана получить разрешение не только правительства своей страны, но и самого комитета.

Выводы

Тем не менее факт остается фактом: мы пока так и не нашли ни одной «особой зоны» на поверхности Марса. Даже если микробная жизнь существовала на красной планете миллиарды лет назад, пока нет гарантии, что она продолжает существовать. Возможно, ее давно нет, и не осталось и следа.

Однако, пока существует даже небольшая вероятность существования жизни и, главное, возможность «заразить» другую планету земными микроорганизмами, нам стоит быть максимально подготовленными.

-1