Не можете уснуть ночью? Во всем виноваты ваши гены

Вы лежите всю ночь без сна, мечтая отдохнуть хотя бы несколько часов? Вы уже устали ворочаться в постели, пересчитывая не одну сотню овечек, но так и не смогли попасть в волшебный мир сна? Оказывается, трудности с засыпанием могут доставаться нам от родителей, так как они закодированы в наших генах.бессонница

Общие причины бессонницы

Между прочим, мы не говорим о тех случаях, когда вы время от времени не можете уснуть, к примеру потому, что беспокоитесь о чем-либо. Имеется в виду полноценная бессонница, которая может продолжаться несколько месяцев или даже лет. Она может возникнуть по целому ряду причин, включая беспокойство, плохие условия для сна, физические и психические патологии, а также побочные эффекты некоторых лекарств.

бессонница

Ранее ученые уже предполагали существование генетических маркеров, которые дают некоторым людям предрасположенность к бессоннице, однако новое исследование, опубликованное в Nature Genetics, дает нам больше уверенности в правильности этой идеи, чем когда-либо прежде.

бессонница

В чем виновата генетика?

Команда ученых из Университета Амстердама обнаружила семь «генов риска» у участников выборки, которая состояла из 113 006 человек. Эти гены увеличивают вероятность возникновения бессонницы, если сравнивать их носителей с теми людьми, у которых их нет. Однако они все же не обязательно вызывают бессонницу. Дело в том, что гены риска не имеют прямого отношения к структурам сна, но их присутствие в геноме человека создает побочный эффект, который, по-видимому, вызывает проблемы со сном.бессонница

Основная цель этих генов — читать ДНК и делать копии РНК, а также позволять клеткам выпускать сигнальные молекулы, чтобы они могли общаться со своей средой. По какой-то причине их существование, по-видимому, соотносится с повышенным риском развития нескольких состояний, включая тревожные расстройства, депрессию, невротизм, ощущаемое отсутствие благополучия, образовательные трудности и бессонницу.бессонница

Команда исследователей отмечает, что один из этих генов риска — MEIS1 — был обнаружен в случаях, связанных с синдромом беспокойных ног и периодическими движениями во сне. Эти случаи характеризуются спорадическими физическими движениями, тогда как бессонница, конечно, отличается разрушительным влиянием на сознание.бессонница

Любопытно, что гены риска и связанная с ними бессонница были более распространены у мужчин (33 процента выборки), чем у женщин (24 процента выборки). В настоящее время это расхождение не имеет никакого объяснения.

«Это говорит о том, что к бессоннице у мужчин и женщин могут привести различные биологические механизмы», — говорит автор исследования Даниэль Постума, профессор статистической генетики в Университете Амстердама.бессонница

Тяжелое состояние

Таким образом, нам все еще предстоит многое узнать о бессоннице, но это исследование предполагает, что гены, унаследованные от родителей, играют большую роль, чем считалось ранее. Как видим, у некоторых людей бессонница — это не только психологическое состояние.бессонница

В любом случае бессонница приносит с собой тяжелые душевные и физические потери. Если она становится достаточно серьезной, не стоит полагаться на снотворные. Обратитесь к врачу, чтобы получить действенные рекомендации.