Что оценивает методика незаконченных предложений?
В преподавательской практике всегда есть потребность в психологическом тестировании учащихся. Кроме того, такая необходимость может возникать в любой групповой работе. Одним из универсальных способов является методика незаконченных предложений.
Суть способа довольно проста. Методика незаконченных предложений заключается в том, чтобы испытуемый произнес или записал окончание фразы. Например, "Не бывает любви без..." или "Если бы я выиграл миллион, первым делом я бы...". В зависимости от того, какую сферу мы хотим исследовать, можно придумывать неограниченное количество фраз. Можно также попросить испытуемого дать не один, а несколько вариантов ответа. При этом важно будет то, какую версию он предложил первой. Методика незаконченных предложений может использоваться и как способ психологического тестирования, и как самостоятельная игра. Особенно интересно удается применять ее на уроках иностранного или русского языка. Можно выделить для этой игры пять или десять минут в конце урока. Еще одним способом является методика "незаконченные предложения" для детей, выполняемая "по цепочке". К примеру, можно начать рассказывать сказку.
Такой тест можно проводить неоднократно. Изменения, происходящие с людьми, также поддаются анализу, и их можно выявить с помощью этой методики. Следует только четко разработать и определить критерии интерпретации. Для этого можно использовать шкалы "последовательности", "логичности", "творчества". То есть завершение фраз можно будет оценивать с различных точек зрения. Данная методика поможет выявить также и стиль мышления. Иногда ее используют и для диагностики психических нарушений, это довольно универсальный тест, который можно проводить с любой возрастной группой. Конечно, следует адаптировать содержание фраз в зависимости о того, с кем психолог или педагог имеет дело.