"Чертово колесо": развлечение с пользой
Достаточно часто человек, глядя на то или иное изобретение, даже не задумывается, почему оно выглядит или называется так или иначе. В большинстве современных парков имеется аттракцион, который в простонародье именуется «чертово колесо», однако очень немногие отдыхающие знают, почему эта конструкция носит такое зловещее имя.
Как ни странно, но проектировалось «чертово колесо» не просто так, а из желания «догнать и перегнать» знаменитую башню Густава Эйфеля. Дж. Феррис, которого можно с полным правом назвать отцом-основателем колеса обозрения, ставил перед собой именно такую цель. Во многом она была достигнута.
Первое «чертово колесо», установленное в американском городке Чикаго в конце XIX века, было диаметром в 75 метров. В 36 кабинах могло разместиться свыше двух тысяч человек, а сам механизм приводился в движение двигателями, общая мощность которых превышала две тысячи лошадиных сил. Основной целью этого аттракциона позиционировался обзор окрестностей и «щекотание нервов» у благородной публики.
Кстати, к этому первому сооружению относится одна из версий появления названия «чертово колесо». Все дело в том, что сроки строительства были крайне сжатыми, поэтому рабочим приходилось трудиться буквально в бешенном темпе. Именно от них и пошло гулять это название, ставшее впоследствии общепризнанным.
Другая версия делает упор на том, что во Франции первое «чертово колесо» имело тринадцать кабинок, отсюда и связь с чертовой дюжиной и вообще с нечистой силой. Есть и сугубо русская версия. Все дело в том, что в русских парках в свое время наряду с колесом обозрения были подобные конструкции, которые вращались горизонтально с очень высокой скоростью, поэтому их посетителей буквально отбрасывало к бортам. Именно эти аттракционы и стали называться «чертово колесо», а уже потом этот термин перешел и на «вертикального собрата».
Сегодня в каждой стране есть своя подобная конструкция, которой по праву гордятся все граждане. В России таким сооружением считается "чертово колесо" на ВДНХ. Располагаясь на значительной возвышенности, оно дает возможность посетителям насладиться прекрасными видами российской столицы. У этого сооружения достаточно интересная история: оно несколько раз заменялось, становясь все больше и современнее. Последнее на сегодняшний день колесо обозрения в Москве было установлено В. Гнездиловым. По воспоминаниям конструктора, за этим процессом осуществлял личный контроль тогдашний градоначальник Ю. Лужков. Сооружение было возведено накануне 850-летия города и стало прекрасным подарком к этому празднику.
"Чертово колесо" в Москве, как, кстати, и конструкция Ферриса, имело диаметр 70 метров, а максимальная высота, с которой осуществлялся обзор, составляла 73 метра. Всего по периметру располагалось сорок кабинок, восемь из которых были открытыми и дарили посетителям поистине незабываемые впечатления. Один оборот колеса осуществлялся за 450 секунд, так что каждый успевал насладиться красотами Москвы по полной программе.
Однако шло время, и в 2012 году "чертово колесо" в Москве утратило свой статус самого высокого в России. Это произошло после установки в Сочи новенькой 80-метровой конструкции. Тогда же было принято решение, что на ВВЦ будет сооружено новое колесо, диаметр которого будет целых 200 метров. Такие размеры позволят ему стать самым большим колесом обозрения в мире.