Полтавская битва - инструмент национального воспитания
Полтавская битва стала одной из самых горячих тем украинско-российских взаимоотношений и дискуссий относительно общей истории. Длительное время имя Ивана Мазепы (одного из ключевых действующих лиц данного исторического эпизода) олицетворяло отступничество и предательство. Однозначная негативная оценка этого персонажа едва ли подвергалась сомнению как в царское, так и в советское время. Разве что со стороны совсем уж небольших
Полтавская битва
Обычно деятельность Ивана Мазепы представляют как историю человека, пришедшего к власти благодаря снисхождению Алексея Михайловича. Считается, что укрепил он свое влияние посредством покровительства Петра Алексеевича. Однако во времена тяжелой для России Северной войны Мазепа перешел во вражеский стан Карла XII. В свою очередь, современные украинские исследователи привносят ряд значительных деталей
Критическим моментом стал отказ Петра I от предоставления военной помощи украинцам в момент сражений, когда шведские части уже подходили к порогам Днепра. Можно приводить множество аргументов «за» и «против». Как бы то ни было, Полтавская битва (дата ее - 27 июня 1709 года) была проиграна шведами и Мазепой. А историю, как известно, пишут победители.
Значение национальной памяти
Многие люди перестали верить в национальную идею, потому что этот термин в последние годы стал очень часто и невпопад употребляться журналистами и общественными деятелями. Но Полтавская битва 1709 года не утратила своего значения и осталась очень важной для обретения украинцами самоидентичности и государственности. Потому что фундамент любой нации, кроме происхождения, общего языка и культуры, составляет еще и историческая память: единство взглядов членов национальной общности на события прошлого, трагедии и победы, народных героев. Центральные события этой коллективной памяти формируют модель формирования народной общности.
Например, среди современных евреев реализуется модель народа-жертвы. Центральными событиями их истории и залогом сплочения является холокост и ряд других негативных событий, которые были пережиты и преодолены иудеями. В свою очередь, в Советском государстве и отчасти в современной России
Для сегодняшних украинских идеологов и народных лидеров крайне важно найти единых для всей страны героев. Или создать их. Последнее тоже вполне приемлемо и часто используется. Например, Александр Невский - положительная фигура для любого русского человека, даже если он не знаком с его деяниями.
Несмотря на выводы современных исследователей о том, что Ледовое побоище, очевидно, не имело такого значения, какое ему долгое время приписывала отечественная историография, для идентичности современной русской нации больше важен образ, чем действительные события, случившиеся в 1242 году. В конце концов, мы до сих пор празднуем 23 февраля, считая, в соответствии с общественным стереотипом, его днем славы Красной армии. Хотя по документам это не так.
Например, Богдан Хмельницкий - один из немногих героев, кого признают как Западная, так и Восточная Украина, имеющие разные идеологии. Вот только для первой он - борец с национальным угнетением, а для второй – с классовым, каким его сделала советская историография. Интересно, что для вышеупомянутых евреев он и вовсе антигерой, виновный в масштабных погромах и убийствах представителей их народа. Так и Полтавская битва, имеющая значение для обоих народов скорее в качестве символа, а не реального исторического события, что и порождает обоюдное непонимание.