Автопортрет Пушкина - народное достояние
"Быть может (лестная надежда!),
Укажет будущий невежда
На мой прославленный портрет
И молвит: то-то был поэт!"
А.С.Пушкин
Наследие
Среди этих набросков есть и автопортрет Пушкина. Чтобы удостовериться в соответствии внешнего облика поэта с его собственноручным изображением, мы изучаем его иконографию, воспоминания современников. Нам интересно знать, как в действительности выглядел поэт всех времен и народов. Вот он, 21 года от роду, три дня спустя после дня своего рождения (26 мая 1820 года) прибывает в Приазовье.
Юность, смелость, переполнение чувств и новых мыслей, которые ложатся строками. Несколько лет спустя - в 1829 году - появляется автопортрет Пушкина периода его влюбленности в Наталью Гончарову, когда он просит ее руки. Согласия он не получает, но и отказа тоже не последовало. Однако такая пылкая любовь не могла остаться без взаимности, и позже поэт получает положительный ответ. А пока – путешествие на Кавказ (без согласия правительства) в период здешних военных действий. Наброски и заметки будущего «Путешествия в Арзрум» рождаются прямо в пути. Строки стихов «Кавказ», «Обвал», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...» текут из-под пера. Автопортрет Пушкина – неотъемлемая часть этих произведений. До потомков дошло графическое изображение пером самого поэта на коне. Автопортрет 1829 года, безусловно, отражает впечатления, полученные на Кавказе, ведь поэт вошел в Арзрум вместе с русскими войсками. По иной версии исследователей пушкинского наследия – поэт на коне спасается от правительства. Есть и предположения, что гордая осанка Пушкина на лошади – это отражение его внутреннего состояния, связанного с ответом Натальи Гончаровой. В этой осанке от Дон Кихота все благородство и верность прекрасной даме, которыми так и пронизана каждая строчка стиха этого же периода «Я вас любил». Несколько позже Гончарова дала согласие стать его женой.
Автопортрет поэта как элемент его произведений
Бесценные черновики и наброски поэта – это совокупность стихотворных строчек и графики. Рисунки – неотъемлемая часть творческого процесса, своего рода творческая передышка. В моменты создания графики он размышлял и оценивал, ждал порыва мысли и вдохновения, и муза посещала его. Обнародовать свои рисунки поэт не стремится, они созданы для единственного зрителя – их автора. Автопортрет Пушкина пером отличается той особенностью, что обнажает характерные черты поэта, романтичного и пылкого длинноволосого щеголя и в то же время смелого и даже дерзкого вольнодумца (набросок с изображением Пушкина и Лермонтова на берегу Невы).
В его портретах нет ни тени эгоизма или самолюбования, скорее, они полны тонкой самоиронии, сарказма. Легкая усмешка на пухлых губах, техника в манере шаржа, резкие четкие линии тому подтверждение. Поэт рисует на рукописных полях себя и близких, героев своих сочинений и мистических персонажей. Автопортрет Пушкина с изображением Демона, искушающего поэта, пронизан сарказмом и насмешкой. Художник Пушкин верен оригиналу, верен отношению к нему. Интерес к своему облику ничем не намекает на эгоцентризм. Такое самонаблюдение – способ самопознания. А вот он в шутку видит себя с лавровым венком на голове: лысеющий старец с морщинистым лицом в манере великого Данте и слова: «Великий Отче П.» В этом видении достоинство и удовлетворение, гордость и грусть в связи с окончанием работы над произведением, цену которого он понимал и знал. Точный и зоркий художник Пушкин, автопортрет которого нам всем известен, рисовал себя со всеми присущими ему чертами лица, не скрывая приплюснутого носа, бакенбардов и пышных губ. Таким он помнится каждому, кто хоть раз слышал его имя.