Арт-терапия в работе с детьми и подростками: задачи и особенности, техники и рекомендации
Что такое арт-терапия? Уже само название дает нам подсказку о сущности данного термина. Арт-терапия – это не что иное, как лечение с помощью искусства. Как же оно происходит? Без капельниц и таблеток, без массажей и микстур. Это направление использует лишь краски и кисти, цветное тесто и бумагу, глину и пластилин, манку, песок, ткани, фотографии и еще множество других различных материалов, которые при грамотном к ним подходе способствуют исцелению человеческой души.
Арт-терапия является некоей связующей нитью между подсознанием и сознанием. Таким своеобразным мостиком между мозгом и душой. Использование этой методики позволяет решить множество проблем. Ведь чаще всего они находятся не на сознательном уровне. Они лежат намного глубже. Именно поэтому их устранение словесно или медикаментозно – задача практически невыполнимая. Но решить ее на уровне искусства, метафор и образов вполне можно.
Арт-терапия является отдельным и при этом весьма перспективным направлением психотерапии, возникшим сравнительно недавно, лишь в конце 20 в. Она находится на стыке психологии и искусства, завоевывая год от года все большую популярность.
Творчество, помогающее жить
В наше сложное время человеку весьма сложно избежать психологических проблем. Практически на каждого из нас неподъемным грузом давят различные страхи, а также нередко приходит не только повышенная возбудимость, но и одолевает внезапно приходящая агрессия. От всего этого страдают не только взрослые. Подобные проблемы наблюдаются и у детей. Как скорректировать имеющиеся душевные «неполадки»? Самый безболезненный способ предлагает нам сила искусства. Благотворное влияние на человека оказывает музыка, живопись и театр. Они дарят нам множество положительных эмоций, что позволяет избавиться от внутренних напряжений, а также переключиться на позитивный настрой.
Еще лучше, если человек будет не созерцать, а творить. Это позволит ему выразить свои чувства и освободить внутренний потенциал. Подобная деятельность лечит в буквальном смысле этого слова. Именно поэтому ее и назвали арт-терапией.
Творчество или таблетки?
С кем чаще всего работают арт-терапевты? Да практически со всеми. Данное направление не ограничивается возрастными рамками и замечательно подходит как взрослым, так и детям. У арт-терапии имеется множество достоинств. Среди них:
- Доступность. Для того чтобы заниматься рисованием, оригами или лепкой, не потребуется дорогостоящих материалов, специальных условий или длительной подготовки. Что касается сказок, то рассказывать их можно практически везде – по дороге в детский сад, дома или на прогулке.
- Отсутствие каких бы то ни было противопоказаний. Применять арт-терапию можно ко всем. Ведь она является самым эффективным и безобидным способом, позволяющим избавиться от негативной энергии.
- Наличие своего «языка», с помощью которого намного проще выразить возникшие переживания и чувства. Человек, применяя пластическую и визуальную экспрессию, получает возможность не подбирать эмоции и выражения. Они передаются сами собой.
Задачи арт-терапии
Для чего же служит это направление, позволяющее лечить человеческие души? Его основными конкретными задачами, с которыми, кстати, арт-терапия справляется довольно успешно, являются:
- Диагностика. Творчество позволяет выявить основные проблемы человека. При этом арт-терапевту становится понятным, на что следует обратить особое внимание, и что происходит в душе его пациента на самом деле.
- Коррекция. Использование средств арт-терапии позволяют изменить поведение человека, направив его в более конструктивное русло. При этом пациент исцеляется от страхов и тревог, фобий и ограничивающих убеждений.
- Развитие. Использование арт-терапии в работе с детьми позволяет выявить сильные и слабые стороны ребенка, а также способствует их развитию.
- Удовлетворение имеющихся эстетических потребностей. Арт-терапевтический процесс предусматривает истинное творчество. Взрослые и дети начинают создавать картины и музыку, писать стихи и книги. Причем чаще всего свои способности проявляют именно те люди, которые считали себя совершенно далекими от вдохновения и творчества.
- Психотерапия. Данное направление позволяет специалисту работать с глубинами подсознания, с тяжелыми переживаниями и психическими травмами.
Формы арт-терапии
Лечение искусством может быть:
- пассивным;
- активным.
Если используется первый вариант арт-терапии в работе с детьми, то он предусматривает «потребление» маленькими пациентами художественных произведений, которые уже созданы другими людьми. Ребенок в этом случае читает книги, рассматривает картинки, слушает музыку.
Активная форма арт-терапии предусматривает создание своих продуктов творчества, в том числе рисунков, скульптур и т.д.
Помимо этого, занятия по лечению искусством бывают структурированными или неструктурированными. В первом случае тема занятия задается психологом. Он же предлагает и материал для использования. В конце этого творческого процесса обсуждается сама тема, а также манера исполнения и т.д. На неструктурированных занятиях пациенты имеют право сами выбрать инструменты, материал и тему для освещения.
Виды арт-терапии
Существуют различные техники арт-терапии в работе с детьми и пациентами старшего возраста. Психологам в этом случае открывается практически бескрайнее поле для деятельности. Конкретные приемы подбираются специалистами в зависимости от имеющихся проблем и возраста их клиентов. Например, арт-терапия в коррекционной работе с гипервозбудимыми и тревожными детьми предполагает выдачу им задания по рисованию на стекле. Далее полученное изображение должно быть перенесено на бумагу. Этот вид художественного лечения носит название монотипии.
Арт-терапия в коррекционной работе с детьми, обладающими замкнутым или агрессивным характером, предполагает выдачу ребенку задания по складыванию силуэтов, разматыванию клубка нитей. Пациенты, имеющие заниженную самооценку, должны рассказывать друг другу интересные истории.
В работе с малышами нередко используются элементы театрализации и игры. Ведь все дети – это великие фантазеры. Именно поэтому подобные виды деятельности им понятны и близки. Применяемые творческие техники арт-терапии в работе с детьми позволяют создать настолько комфортную атмосферу, что занятия никому не покажутся скучными и превратятся в настоящую мастерскую юных талантов. Все участники подобного процесса непременно ощущают радость от возможности самовыражения, одновременно с этим решая свои психологические проблемы.
Видов арт-терапии в работе с детьми существует огромное множество. При этом постоянно разрабатываются и внедряются в практику все новые и новые. Но основными направлениями, которые чаще всего используют в своей работе психологи, являются:
- Изотерапия. Она представляет собой лечение с помощью изобразительного искусства и рисования.
- Мандалотерапия. Благотворное воздействие на человека с помощью особого построения рисунка.
- Музыкотерапия. Этот вид арт-терапии подразумевает лечение звуками. Человек может не только слушать готовое музыкальное произведение, но и создать собственный ритм, а также проиграть его.
- Песочная терапия. В этом виде лечения используется тот потенциал, который заложен в песке.
- Сказкотерапия. В этом случае психологом применяются метафоры в мифах, легендах и сказках.
- Тканевая терапия. Терапевтическая работа порой проводится и с ткаными материалами, из которых пациенту предлагается создать композиции.
- Куклотерапия. При проведении подобной лечебной арт-терапии в работе с детьми маленьким пациентам предлагается изготовить свою игрушку. Материалы при этом могут быть самыми разнообразными.
- Коллажирование. Во время таких занятий лечение осуществляется при создании карты желаемого из вырезанных из журналов картинок.
- Тестопластика. Данный вид арт-терапии в работе с детьми позволяет проходить им курс лечения благодаря работе с любым из пластичных материалов, в том числе пластилином, тестом и глиной.
Показания для арт-терапии
Лечение с использованием описанных выше методов основывается на спонтанном самовыражении. При этом оно в некоторой степени игнорирует те эстетические критерии, которые применяются для оценки результатов творений и их профессионализма. Арт-терапия в работе с детьми направлена на сам процесс творчества, а не на его итоги.
Кому же в первую очередь показаны подобные занятия? Методы арт-терапии в работе с детьми применяются, если малыши:
- Упрямы.
- Агрессивны.
- Страдают от заикания или тиков.
- Находятся в постоянных страхах и имеют навязчивые состояния.
- Отличаются частой сменой настроения.
- Имеют задержки в психическом и речевом развитии.
- Оказались в кризисной ситуации.
- Апатичны или возбудимы.
- Сменили место жительства.
- Готовятся к посещению детского сада, школы или находятся в периоде адаптации.
- Гиперактивны.
Помимо этого, использование приемов арт-терапии в работе с детьми необходимо в тех случаях, когда у малышей возникают трудности в общении со своими сверстниками или со взрослыми. Необходимо подобное лечение и при потере контроля родителей над поведением своего ребенка из-за его непослушания.
Особенности лечения искусством
С помощью применения тех или иных видов арт-терапии для детей задачи данного направления решаются довольно быстро и эффективно.
Дело в том, что подобная методика позволяет:
- создать у ребенка положительное эмоциональное настроение;
- непосредственно обратиться к уже существующим фантазиям или проблемам, которые по тем или иным причинам пациенту сложно обсудить вербальным способом;
- дать возможность проводить на символическом уровне эксперименты с самыми различными чувствами, исследовать их и выражать в приемлемой для социума форме;
- творчески самовыражаться, развивать воображение, набираться эстетического опыта, а также практических навыков в изобразительной деятельности;
- повысить адаптивные способности малыша к повседневной жизни, снизив утомление, а также негативные эмоциональные состояния, связанные с процессом обучения;
- эффективно корректировать имеющиеся нарушения и отклонения в личностном развитии, опираясь на внутренние механизмы исцеления и саморегуляции.
Принципы проведения занятий
Использование методов арт-терапии в работе с детьми будет иметь результативность только в том случае, если:
- Ребенок будет иметь желание заниматься. Это является основным условием для применения методов арт-терапии. Ведь творчество человека, не имеющего на то желания, просто невозможно. При этом психолог не сможет начать и доверительный диалог с ребенком.
- Маленький пациент будет получать поощрение и благодарность.
- Педагог заранее будет готов к получению от ребенка ответа «Не знаю». Очень часто именно таким образом дети реагируют на общие вопросы. В этом случае взрослому необходимо предложить своему маленькому пациенту несколько вариантов ответов.
- Педагог будет сам принимать непосредственное участие в предложенной им работе. При этом взрослый в начале и в конце занятия должен поговорить с ребенком о своем настроении, рисовать с ним, лепить, рассуждать о художественных или музыкальных произведениях, то есть выполнять те задачи, которые при этом ставятся и маленькому пациенту.
- Материал, который используется при применении различных методов арт-терапии в работе с детьми, будет добротным, красивым и ярким. Карандаши и краски, бумага и пластилин должны обязательно иметь аккуратный вид. Ведь через материал для работы ребенок чувствует отношение к себе. Для тех детей, которые приходят на занятия с неохотой, яркие канцелярские принадлежности станут привлекательным моментом.
- Рассказ педагога на занятиях будет содержать в себе детали гипнотического повествования. В какой-то степени речь взрослого должна вводить ребенка в легкий транс. Этого можно добиться при повторении предложений или слов, а также благодаря использованию метафор, эпитетов и изменения голосовой интонации. Подобный прием позволяет создать атмосферу таинственности, необычности происходящего, что, в свою очередь, помогает произойти чуду в виде спонтанного самораскрытия маленького пациента.
- Будет получено удовольствие от процесса рисования. Ведь даже каракули или черканья весьма важны для исцеления.
Работа с детьми, имеющими ОВЗ
Арт-терапия в работе с маленькими пациентами, имеющими ограниченные возможности, предполагает развитие у них познавательной и эмоционально-волевой сферы. Практические занятия с таким ребенком призваны решить задачи социализации и адаптации. При этом используемые методы арт-терапии в работе с детьми ОВЗ должны принимать во внимание структуру дефекта, психологические отклонения пациентов, а также их индивидуально-личностные и возрастные особенности.
Важнейшей техникой лечебного воздействия в этом случае является направление, использующее активное воображение. Это позволяет психологу столкнуть лицом к лицу бессознательное и сознательное, а после примирить их между собой с помощью эффективного взаимодействия.
Арт-терапия в работе с детьми-инвалидами, применяющая искусство, является самой естественной формой коррекции эмоциональных и психических состояний. При этом используются такие ее методы как изотерапия, психогимнастика, музыкотерапия, анималотерапия и сказкотерапия. Они позволяют психологу обнаружить те скрытые способности, которые имеются у ребенка, а также избавить его от внутренних конфликтов и от различных страхов. Принципы работы с такими пациентами являются щадящими. Арт-терапия не оказывает какого-либо негативного влияния на психику малыша. Взрослый вступает в диалог с маленьким пациентом в игровой форме. Постепенно он начинает завоевывать его доверие и таким образом узнает все то, что беспокоит ребенка. В дальнейшем арт-терапевтом должно быть принято решение о том, что следует делать в такой ситуации.
Благодаря работе с символическим материалом у ребенка начинают активно развиваться слаборазвитые до этого момента системы восприятия, а также ассоциативно-образное мышление. С помощью арт-терапии ребенок значительно расширяет свой жизненный опыт, что придает ему уверенности в себе.
Работа с агрессивными детьми
Коррекционная терапия с такими маленькими пациентами обладает некоторыми особенностями. Например, на ее начальных этапах проведения запрещено применять групповые формы. Ведь в таких случаях неизбежными становятся отрицательные эмоции. Именно поэтому наиболее эффективной считается проведение индивидуальной арт-терапии в работе с агрессивными детьми.
Абсолютно неэффективны в таких случаях беседы с маленькими пациентами, разъясняющие им, что себя нужно хорошо вести. Основной спецификой подобных детей является то, что их эмоциональное состояние характеризуется как острое. Проблемы, которые существуют в их поведении, возникают из-за высокого уровня страхов и тревоги, а также из-за сильных чувств обиды и вины. Провести коррекцию поведения в такой ситуации позволит только снятие остроты эмоционального состояния ребенка. Этому будут способствовать самые различные методы арт-терапии, но особенно эффективным в данном случае явится использование лепки и рисования. Рекомендуется и применение пескотерапии. Демонстративный негативизм и агрессия после проведения подобных занятий сменяются у ребенка на творчество и инициативность.