Начальник отдела продаж: обязанности и требования к нему
Начальник отдела продаж – должность, подразумевающая достаточно высокие уровни полномочий и нагрузки. Человек несёт ответственность за работу и показатели целого отдела, на его плечи ложится создание и поддержание кондиций для эффективной работы коллектива. В обязанности руководителя продаж входит и разработка стратегии: непосредственное участие на собраниях, в планированиях, решениях о сокращении или расширении штата, маркетинговых действиях и многом другом.
Личные и профессиональные качества
Естественно, не каждый человек в силу своего профессионального и личностного развития сможет занимать эту должность. Наряду c задатками дипломата и уважительным отношением к своим подчиненным, начальник отдела продаж не должен быть лишён деловой хватки и необходимой жесткости относительно своей позиции и принятых решений. Для руководителя обязательны высокие показатели и требования прежде всего к самому себе.
Не стоит забывать и о так называемой корпоративной ответственности. Человек без правильной общественной позиции, не осознающий последствия собственных действий для социума, нежелателен на данной должности. Действия подобных людей бросают тень на компанию, вредят её имиджу и медийному образу.
Должностная инструкция начальника отдела продаж не унифицирована. Она индивидуальна для каждой сферы бизнеса. Обязанности начальника отдела продаж во многом зависят и от структуры предприятия. Примерный список задач, которые определяют его компетенцию, выглядит так:
- переговоры с потенциальными дилерами или покупателями;
- составление плана на месяц/квартал/год по закупкам и продажам;
- распределение нагрузки и обязанностей на менеджеров среднего звена;
- организация и назначение маркетинговых исследований;
- работа с независимыми исследовательскими центрами;
- курирование рекламной политики и состояния паблик рилэйшнз;
- реализация договорной политики;
- разработка основ сотрудничества с другими фирмами и компаниями, оказывающими услуги предприятию;
- участие в разработке программ поощрения и стимулирования работников своего отдела.
Взаимодействие с руководством
Отдел продаж всегда будет главенствующим в структуре коммерческого предприятия. От его работы полностью зависит жизнеспособность того или иного проекта, поэтому плотное взаимодействие с высшим руководящим составом предприятия (гендиректором, советом директоров) является частью работы начальника отдела продаж.
В рамках этого взаимодействия необходимо:
- вносить предложения по улучшению работы своего отдела и компании в целом;
- сообщать о выявленных недостатках, нарушениях в работе своего и других отделов;
- получать и давать разъяснения;
- запрашивать и предоставлять отчетность и иные сопутствующие деятельности документы;
- прочее.
Прежде всего, начальник отдела продаж должен быть максимально самомотивирован. Конечно, минимальный план никто не отменял, но данная должность предполагает постоянную динамику, увеличение интенсивности и объемов. Ведь следующая ступень – это руководство всем предприятием.