Как происходит речевое развитие детей от 0 до 3 лет?

Речевое развитие детей сугубо индивидуально, однако многие родители задаются вопросом: "А все ли нормально у моего ребенка?" Ведь на детской площадке дети одного возраста разительно отличаются словарным запасом и четкостью речи. Как узнать, нормально ли развивается речь вашего малыша?

Различают активный и пассивный словарь ребенка. Последний формируется уже с рождения - младенец запоминает слова и интонации, начинает понимать их значение. Позже формируется активный словарь - ребенок начинает произносить слова самостоятельно: сначала звуки, потом слова и фразы. Сначала это просто повторение звуков за взрослыми, потом осознанное общение с ними - слова приобретают смысл. Даже один звук у малыша от 1 до 1,5 лет может обозначать разные эмоции: например "А!", сказанное с разной интонацией, значит и удивление, и недовольство, и вопрос. Кстати, именно в этот промежуток времени словарный запас малыша практически не пополняется. Речевое развитие детей дошкольного возраста - это интенсивный и очень интересный процесс, однако у каждого ребёнка он проходит со своими особенностями.

Один из самых важных периодов становления речи малыша - это возраст от рождения до трех лет. Кратко опишем речевое развитие детей в это время:

  • 2 месяца. Отдельные, спонтанные звуки, адресованные матери;
  • 3 месяца. Длинные гласные – «а-а-а», «э-э-э», «о-о-о». Гуление, «воркование»;
  • 4 месяца. Гуление начинает переходить в плавные цепочки звуков, например: « у-у-а-а-о»;
  • 5 месяцев. Начало лепета, мелодичное гуление, в речи появляются слоги и согласные звуки;
  • 6 месяцев. Продолжается лепет («да-да-да», «ма-ма-ма»). Имитация слышимых звуков, ведение "диалога" со взрослым;
  • 7 месяцев. Малыш начинает понимать смысл слов, лепет продолжается;
  • 8 месяцев. Появляется эхолалия - ребенок повторяет звуки, имитируя разговор взрослых. Лепет превращается в общение;
  • 9 месяцев. Усложнение лепета и появление первых двухсложных слов "ма-ма", "ба-ба";
  • 10-12 месяцев. Увеличивается количество понимаемых слов, новых слогов. Первые простые слова "на" и т.п., которые могут заменить целые фразы. К году ребенок легко подражает взрослым, услышав что-то новое.

Опережение либо задержка речевого развития на 1-2 месяца в возрасте до года особой роли не играет.

Речевое развитие детей в два года отличается тем, что ребенок начинает соотносить картинку с изображенным на ней предметом и словом, которое его обозначает (покажет мяч, дерево и т.п.). У ребенка складывается свой "словарь" - набор слов (чаще существительных), которые он употребляет, чтобы рассказать вам о своих желаниях. У каждого ребенка этот набор свой, ведь он по большей части состоит из названий тех предметов, с которыми он сталкивается каждый день.

Особенности речевого развития детей в возрасте трех лет - это связный характер речи, появление предложений, которые постепенно усложняются. Появляется вопросительная интонация, часты повторения слов, ребенок может сбиваться - к четырехлетнему возрасту это должно пройти. Словарный запас трехлетки довольно велик - от одной до полутора тысячи слов. Смешат взрослых придуманные в этом возрасте детьми слова, например «мухолет» и т.п.

Задержка развития речи после трех лет чревата проблемами с чтением, письмом и мыслительным процессом в будущем, то есть общей задержкой психического развития. Поэтому если ваш малыш значительно отстает от обозначенных норм, обратитесь к специалисту.

Комментарии