Рыночная конкуренция - это среда, обязывающая иметь идеальную репутацию
Сегодня рыночная конкуренция - это не просто термин, а выражение, определяющее характер взаимоотношений в обществе. Её влияние не ограничивается одним только бизнесом. Дух соперничества витает везде: от спортивных площадок до мест романтических свиданий. Тем не менее понятие рыночной конкуренции – термин сугубо экономический, в большей части относящийся к миру финансов и бизнеса. Так что же это такое, и как оно влияет на каждодневную деятельность субъектов экономических отношений?
Зачастую товары/услуги фирм, находящихся в одной рыночной нише, несут в себе минимальный набор значимых отличий. Каким же образом выделиться на общем фоне? Одни компании предпочитают повышать свою долю продаж, ступив на тропу ценовых войн. Иные же стремятся достичь успеха, улучшая качество и надёжность своих продуктов. И те, и другие не стесняются размахивать пёстрым флагом рекламы, пытаясь добиться известности в потребительском кругу (упорно забывая о том, что «известный» ещё не означает «предпочтительный»)… Как же поймать свою волну и удержаться на плаву в условиях современных товарно-денежных отношений? От корпоративной стратегии до рычагов влияния в конкретной ситуации каждая организация идёт собственным уникальным путём. Но может всё же существует универсальный способ опередить соперников по бизнесу?..
Формы рыночной конкуренции разнообразны. Принято считать, что в развитых и развивающихся странах конкуренция совершенна (хотя это далеко не всегда так).
Чтобы стать действительно непотопляемой, компании недостаточно держать правую руку на пульсе потребителей, а левую – на горле конкурентов. Печален долгосрочный прогноз для фирмы, руководство которой не придаёт особого значения репутации, заботясь лишь о «почестях и злате». Так сказать, «сушите вёсла, сэр!». Рыночная конкуренция - это агрессивная среда, выжить в которой могут только наиболее приспособленные.
«Положительная репутация компании является самой успешной инвестицией в её долгосрочную стабильность», – примерно так звучит заветная формула благополучия. Не единожды подобное высказывание встречается в интервью с главами крупнейших корпораций.
Хорошая репутация в бизнесе определяется как соответствующее этично-моральным нормам поведение компании на рынке, остающееся за рамками её производственной деятельности. По сути, это нематериальный актив предприятия, определяющий степень привлекательности компании.
Ну и, само собой, потребительская лояльность напрямую зависит от репутации фирмы. «Все хотят покупать у хороших парней», – вспоминается старый американский слоган, с которым трудно не согласиться.
Риски, с которыми можно столкнуться, используя «доброе имя» в конкурентной борьбе, следующие:
- Всегда найдётся кто-то, желающий очернить репутацию вашей фирмы, которую вы так долго и упорно создавали. И тут уже всё будет зависеть от ваших дипломатических способностей.
- Компания может оказаться «связанной» в отношении новаторской деятельности. Существующая репутация всегда налагает некоторые обязательства, ей нужно соответствовать. Если потребители и партнёры почувствуют себя обманутыми в ожиданиях, это отразится на вашем бизнесе куда хуже, чем происки «врагов».
Безусловно, хорошая репутация не является панацеей от головной боли, которую способны доставить конкуренты, но всё же это действенное средство, способное значительно облегчить продвижение компании на пути к её целям.