ГАЗ-52. Советской автомобильной промышленности действительно есть чем гордиться!
ГАЗ-52 принадлежит к семейству среднетоннажных автомобилей, выпускаемых Горьковским автомобильным заводом в период с 1966 по 1989 гг., и относится к третьему поколению автомобилей марки ГАЗ.
Автомобиль ГАЗ-52 создавался творческим коллективом под руководством главного конструктора А.Д. Просвирнина при участии ведущих конструкторов А.И. Шихова и В.Д. Запойнова. Конструктором двигателя был П.Э. Сыркин. Опытный образец этого автомобиля был представлен в 1958 г. на Международной выставке в Брюсселе, где был удостоен самой высокой награды.
На очередное творение горьковских автомобилестроителей возлагалась задача обеспечить автомобилю хорошую маневренность, плавность хода и высокую проходимость с учетом отсутствия в большинстве регионов дорог с твердым покрытием. При этом в конструкцию новой модели ГАЗ-52 был внесен целый ряд усовершенствований: цельнометаллическая двухместная кабина, в которой имелось отопительное устройство, обдув ветрового стекла, вакуумные стеклоочистители, ветровое панорамное стекло и т.д.
Кроме того, отсутствие на тот момент качественного высокооктанового топлива создавало дополнительные трудности при создании мощного, но экономичного двигателя. Результатом работы советских ученых стал двигатель с факельным зажиганием, в наше время почти совсем забытый. Применение новой технологии позволило увеличить степень сжатия двигателя с 6,2 до 6,8, а мощность – с 70 до 85 л.с. при использовании бензина марки А-66 (впоследствии стали использовать А-76). Также удалось добиться снижения расхода топлива при существенном повышении динамических характеристик.
Автомобиль ГАЗ-52 выпускался почти в двадцати модификациях. На базе его шасси создали множество спецавтомобилей – самосвалов, автофургонов, топливозаправщиков, передвижных мастерских и т.п. Некоторые модификации были переоборудованы для работы на сжиженном газе.
За все время было произведено более миллиона единиц техники, последний экземпляр которой сошел с конвейера в 1989 г. Тем не менее сих пор на улицах наших населенных пунктов нередко можно встретить трудягу ГАЗ-52. Цена на него относительно небольшая, но ее сочетание с высокой надежностью и простотой эксплуатации делают 52-й, пожалуй, самым популярным автомобилем в своем классе.