Вспоминаем классику: А.П.Чехов, «Толстый и тонкий» – краткое содержание

Все мы помним изречение Чехова о том, что краткость – сестра таланта. В первую очередь оно относится к таланту самого Антона Павловича. Будучи гениальным мастером «говорящих» деталей, писатель умел одним-двумя меткими словами, несколькими штрихами представить на суд читателей своих героев, как живых, и обрисовать всесторонне те ситуации, в которых они оказались.

«Толстый и тонкий», фабула и сюжет

Рассмотрим для примера рассказ «Толстый и тонкий». Краткое содержание его сводится к таким событиям: на перрон Николаевского железнодорожного вокзала с поезда сходит семья чиновника. Главу семьи окликает кто-то, тот оборачивается, и оказывается, что его узнал бывший однокашник, а ныне тоже чиновник. Тот, кто приехал – «тонкий»: худой, одет небогато, и пахнет от него не слишком презентабельно, ветчиной дорожных бутербродов и кофейной гущей. Он навьючен чемоданами, картонками и прочим дорожным скарбом. А бывший его приятель – «толстый». Его губы сытно лоснятся, благоухает он дорогим одеколоном и дорогим же вином и обедом, который только что съел в привокзальном ресторане. Вот, по сути, и вся фабула, составляющая рассказ «Толстый и тонкий». Краткое содержание его дальше: небольшая беседа между Мишей («толстым») и Порфирием («тонким»). И вот тут на передний план выходят чеховские «детали». Тонкий вначале не замечает разницы в социальном положении между собой и вторым чиновником. Он живёт небогато, но вполне доволен. Имеет небольшое жалование, делает на продажу портсигары, жена даёт частные уроки музыки. Порфирий искренне рад встрече с закадычным другом детства, эмоции и воспоминания нахлынули и переполняют героя. У него, как и у приятеля, в глазах стоят слёзы, и оба, как пишет Чехов, «приятно ошеломлены». Однако тональность произведения коренным образом меняется, когда в повествование вступает «партия» толстого. «Друг Миша», оказывается, уже стал тайным советником – чин в царской России немалый!
Имеет «две звезды», и вообще, хорошо устроился. Тут и завязывается скрытый конфликт произведения, заложенный в самом названии рассказа «Толстый и тонкий», краткое содержание которого мы рассматриваем. Для Порфирия взлёт приятеля по карьерной лестнице оказался неожиданным. Будучи сам мелким чиновником и «маленьким» человеком, он привык благоговеть перед сильными мира сего и бояться их. В герое тут же «включается» механизм чинопочитания, лизоблюдства, страха перед начальством. Чехов мастерски это показывает. Тонкого словно всего перекосило, его улыбка из искренней становится жалкой, натужной, напоминающей оскал, а длинный подбородок вытягивается и становится ещё длиннее. Он что-то бормочет, заикается и являет собой совершенно жалкое зрелище. Порфирий унижается, причём унижается добровольно! Рабство духовное, умственное, словно яд, сочится буквально из каждой поры его тела, из каждого его слова. Он вновь представляет «Мише», которого теперь величает по титулу, жену и сына, причём и он сам, и члены семейства словно становятся ещё «тоньше», вытягиваясь в струночку, или трусливо прячутся, стараясь стать незаметнее, съёжиться. Вызывает этим эпизодом горький смех и обиду за человека, за его попранное достоинств рассказ «Толстый и тонкий». Краткое содержание его в дальнейшем сводится к описанию эмоций героев. «Толстому» весь ажиотаж вокруг его титула неприятен. Он действительно обрадовался Порфирию и видит в нём не подчинённого, а человека, давнишнего соучастника детских проказ. «Толстый» с удовольствием поговорил бы о прошлом, вспомнил беззаботные детские годы. Но подобная идиллия невозможна, считает Чехов.
«Толстый, тонкий», краткое содержание которого мы рассматриваем, - произведение реалистическое. И поведение Порфирия совершенно типично и соответствует жестокой правде жизни. В обществе, где отсутствуют всяческие свободы, где самодержавие попирает права человека и всесторонне закабаляет его, где материальная сторона жизни диктует свои правила, маленький человек очень редко может вести себя на равных с «большим человеком». Об этом говорят нам гуманистические традиции всей русской литературы: и пушкинский станционный смотритель Самсон Вырин, и гоголевский Акакий Башмачкин, и Макар Девушкин Достоевского. А вспомните «Смерть чиновника» того же Чехова – почему умер его герой? От страха, что чихнул на начальника! Вот и наше краткое содержание «Толстого и тонкого» акцентирует ваше внимание, уважаемые читатели, на главной проблеме рассказа: как человеку «каплю за каплей» выдавить из себя раба? Добровольного раба!

Композиция произведения кольцевая: он заканчивается фразой, произнесённой Чеховым в начале – о том, что оба были приятно ошеломлены. Конечно, «приятно» - уже в переносном значении. Но как избавиться от этого раболепия – такой вопрос ставит автор перед читателями. И каждому из нас нужно на него ответить.

Комментарии