Постоянно обновляя парк самолетов, «Аэрофлот» помнит о своей 90-летней истории

Об авиакомпании судят по нескольким показателям, в частности по тому, насколько велик ее парк самолетов. «Аэрофлот» сегодня не занимает первого места в международном рейтинге, но в течение долгих десятилетий по количеству самолетов прочно удерживал лидерство.

Общество «Добролет», созданное в 1923 году, занималось воздушным извозом, эксплуатируя аэропланы «Фоккер» германского производства. Тем временем авиапромышленность молодой Советской республики стремительно развивалась, несмотря на многочисленные трудности и нехватку кадров.

Всего за полтора десятка лет, начиная с 1932 года, советский воздушный флот стал крупнейшим авиаперевозчиком в мире. В этом нет ничего удивительного, в условиях социализма не существовало конкуренции, монополистом в области воздушных перевозок, как и в других сферах хозяйственной деятельности, было государство, которому принадлежал парк самолетов. «Аэрофлот» отличался таким техническим разнообразием, какого не могла себе позволить ни одна другая авиакомпания.

С 1932 года для перевозки пассажиров внутри СССР использовались отечественные самолеты. В этом же году было учреждено новое официальное наименование советской авиакомпании.

Парк самолетов «Аэрофлот» в послевоенное десятилетие в основном составляли лайнеры Ли-2, которые по американской лицензии начали массово производиться с 1939 года.

Каждое поколение авиационной техники в Советском Союзе строилось большими, по мировым меркам, тиражами. «Рабочей лошадкой», перевозившей львиную долю пассажиров на средних магистралях, служили и Ил-14, затем пришедший на смену Ан-24. Между большими городами курсировали реактивные лайнеры Ту-104, Ту-134 и Ту-154, заменившие Илы-18. Все эти самолеты производились не только для советской авиакомпании. Гражданская авиация ГДР («Интерфлюг»), Польши («Лот»), Венгрии («Малев»), Кубы («Аэро Кариббиан») и многих других стран, причем не только социалистических, была оснащена хорошо зарекомендовавшей себя технике, произведенной в СССР и составлявшей огромный парк самолетов. «Аэрофлот» был, впрочем, главным заказчиком нашего авиапрома.

Кроме небесных трудяг, небо на международных авиалиниях бороздили уникальные самолеты-рекордсмены. Межконтинентальные сообщения долгое время обеспечивали Ту-114 и Ил-62, созданные изначально для перевозки правительственных делегаций. Ту-144 стал одним из двух пассажирских серийно выпускавшихся сверхзвуковых самолетов. Грузовые перевозки обеспечивали сверхтяжелые транспортники, создававшиеся для военных нужд, но пригодившиеся и в мирном деле (Ан-22, Ан-124, Ан-225, Ил-76, ВМ-Т). На боках фюзеляжа они со сдержанным достоинством несли все ту же крылатую эмблему «серп и молот» и надпись «Аэрофлот». Парк самолетов был столь же уникален, как и сами машины, его составляющие.

Сегодня авиакомпания «Российские Авиалинии», сохранившая прежнее сокращенное название, эксплуатирует разнообразную технику, часть которой закупается за рубежом, в том числе и «Боинги», и «Аэробусы». Однако флагманом отечественного воздушного флота по праву считается Ил-96. «Аэрофлот», отзывы пассажиров ценящий сегодня так высоко, как никогда в советском прошлом, может гордиться этой машиной. Недаром именно она стала президентским бортом.

Комментарии