От философских учений к практическому воплощению: этика – это...
Первым учениям об этике насчитывается не одна тысяча лет, ибо серьёзно заниматься ею начали ещё древние греки. Представители софистского течения в философии ещё в 5-м веке до нашей эры выдвинули основные этические постулаты, установив, что законы их коренным образом отличаются от природных. Огромную лепту в развитие этической философии внесли Сократ, Платон, Аристотель.
К истории вопроса о возникновении этики как науки
Согласно общепринятой трактовке, с философской точки зрения этика – это то же, что мораль и нравственность. Это совокупность морально-этических норм, которые определяют поведение людей в той или иной социальной группе, классе, государстве, общественно-исторической системе, обществе в целом. Истоки их упираются в глубокую древность, родовой строй, когда чтобы выжить, людям необходимо было держаться вместе, сосуществовать бок о бок, бороться с врагами, защищаться, строить жильё, добывать пищу.
Один из разделов профессиональной этики – педагогическая этика. Она возникла в качестве одного из направлений в общей фундаментальной науке в связи с рассмотрением самой педагогики как вида конкретной деятельности. Учитель не только делится знаниями из той или иной научной области. Он является одновременно и воспитателем. Каждый урок его – это ещё и преподавание моральных истин, объяснение разных жизненных и житейских ситуаций, это и собственный пример поведения, и умение наладить отношения с учениками, разрешать разного рода конфликты. Основные правила этики связаны с педагогическим тактом. Он определяется как чувство гармоничного соотношения между действиями и поведением преподавателя по отношению к учащимся, родителям, своим коллегам. Одно из наиболее ярких проявлений педагогического такта – внутренняя культура учителя, которую ещё называют нравственной культурой.
Таким образом, этика – это важнейшая составляющая нашей общественной и духовной жизни.