Обучение и воспитание в единстве общих целей и задач: структура педагогического процесса

Педагогический процесс – явление сложное, состоящее, по сути, из двух взаимосвязанных и взаимообусловленных «половинок»: деятельности учителя, направленной на учащихся и воспитанников, и деятельности самих учеников по усвоению тех уроков, которые педагоги им преподали. При этом термин «урок» берётся в самом широком толковании его значения.

Структурные звенья

Попробуем разобраться, что представляет собой структура педагогического процесса следующего после ДОУ звена. Школа принимает эстафету от своих коллег – воспитателей детских садов - и продолжает сеять «доброе, вечное» в душах и умах ребят на протяжении почти десятилетия. Самым теснейшим образом сотрудничая с семьями учеников, преподаватели и их деятельность становятся важными звеньями общей социальной системы. Именно поэтому структура педагогического процесса в школе строится исходя из следующих вопросов:

  • для чего нужно обучение и воспитание (т. е. цели);
  • содержание учебного предмета (чему следует учить);
  • приёмы и методы преподавания (как именно обучать);
  • отношения «учитель-ученик» и «ученик-учитель» - как они должны строиться;
  • и последнее звено – формы организации учебно-воспитательной деятельности.

Как видим, структура педагогического процесса довольно сложна, у неё имеются свои вертикальные и горизонтальные парадигмы. Принципы построения и работы могут в тех или иных ситуациях отличаться какими-то нюансами, но в основном для разных образовательных систем они одинаковы и имеют общедидактическое обоснование.

Пояснение к вышесказанному

Проанализируем более подробно каждый из пунктов. Первый – задачи воспитания и образования. По большому счёту конечная цель школьной ступени – сформировать грамотную, развитую личность, социально адаптированную к условиям современной жизни. Как показывает опыт, структура педагогического процесса диктует такие задачи, которые могли бы объединить ученика и педагога во взаимодействии. А вот каким образом это сделать, определяют принципы. В их компетенцию входит разработка путей и направлений для получения оптимального результата. Содержание учебно-воспитательной работы, пожалуй, - наиболее важная часть системы. По сути, вся организация педагогического процесса направлена на как можно более полную передачу духовного опыта и знаний от педагогов учащимся. Естественно, что осуществляется это не хаотично, а в соответствии с намеченными направлениями и путями организации школьной жизни. Под методами же понимаются действия как преподавателя, так и учеников, через которые происходит передача и усвоение содержания, т.е. опыта и знаний. Что касается средств и формы, то структура целостного педагогического процесса понимает под ними конкретные виды работы на уроке с его содержанием, методику, применяемую учителем. Именно формы, по которым организуется учебная деятельность, и придают ей логическую завершённость.

Таким образом, для достижения конечной цели образования и воспитания педагогу важно правильно выбрать на каждом этапе учебно-воспитательного процесса наиболее актуальные задачи, соответствующее им содержание, подходящие виды работы и контроля на уроке. Только тогда результат его труда скажется положительно.

Комментарии