Почему троечники преуспевают больше, чем отличники: об оценочной зависимости и приоритетах
Об одновременно умных и бедных уже придуманы все возможные анекдоты. Троечник- начальник постоянно морочит голову отличнику. Но как так получается? Почему троечники преуспевают больше, чем отличники? Даже на Западе с его культом образованности признали, что академическая успеваемость далеко не всегда является гарантией жизненного успеха.
Но сначала позволим себе усомниться в общей убежденности о распространенности отличников-неудачников. Большинство отличников не бедствует. Они работают довольно хорошо и получают… средние деньги. У них есть одно качество, которого очень недостает троечникам – дисциплинированность. Это делает их великолепными исполнителями. Но вот руководителем или творческим работником быть получается не у всех отличников. И не у всех троечников, кстати.
Почему троечники преуспевают больше, чем отличники? Потому что им приходится выбирать рабочие профессии. А людям, успешным в рабочей профессии, платят в нашем обществе больше, чем многим умным бюджетникам. Социум можно назвать больным, если в нем выгоднее иметь среднее специальное образование, чем высшее. Очень многие троечники по примеру родителей осваивают ремесло и живут намного лучше в финансовом плане, чем любители "просушить мозг".
Почему троечники преуспевают больше, чем отличники? Поговорим о троечниках от высшего образования, поскольку школьные троечники – это только высокооплачиваемые работяги и "новые русские", которые к нулевым почти все лежат на кладбище и вообще уже не в моде.
Итак, молодой человек смог поступить в ВУЗ, несмотря на конкуренцию и не столь блестящие способности. Почему троечники успешнее отличников высшего образования? А потому что средние ученики умеют расставлять приоритеты лучше рафинированных отличников. В стране, где на средний балл не смотрят вообще, изучать ненужные предметы ради заветных "отл." в дипломе могут либо невротики, либо тщеславные личности.
Рафинированный отличник – это человек, который привык к постоянной внешней оценке. Он всю жизнь будто бы бегает с зачеткой наперевес, стараясь, чтобы все в жизни было только на отлично. И эту оценку всегда ставит окружение. То есть отличник – человек глубоко зависимый и бесконечно подчиненный. Именно эта установка мешает многим умным людям начать успешный бизнес и действовать смелее. Почему троечники преуспевают больше, чем отличники? Потому что они находят альтернативные пути поддержания самооценки.
Но не стоит зацикливаться на крайностях, существуют ведь не только отличники и троечники. Есть и самый широкий класс – хорошисты. И вот именно они чаще всего бывают самыми успешными, а вовсе не троечники. Эти люди умеют сказать "достаточно" в смысле борьбы за качество, у них нет перфекционизма отличников. Но если мы говорим о профессионалах интеллектуальных специальностей, то успешной будет только одна категория хорошистов. Скрытые отличники.
Эти бойцы невидимого фронта отлично знают профессиональные предметы, игнорируя "нагрузочные" вроде истории и политологии. При этом отметки по профессиональным предметам не всегда максимальные, ведь балл в университете зависит и от отношения преподавателя, и от предсказуемости материала на экзамене. То есть от студента зависит не все. И в этом случае хорошисты не являются рабами отметки, у них есть знания, а отметка – дело второстепенное. Но чаще всего и в зачетке у них все выглядит вполне прилично. Хотя и не всегда отлично.